8 1/2 фильмов Берлинале
"Интерфакс" отобрал из разных программ Берлинского кинофестиваля фильмы, которые стоит посмотреть
Москва. 22 февраля. INTERFAX.RU - В программах Берлинале много независимого и экспериментального кино. Посмотрев изрядное число фестивальных фильмов, мы отобрали те из них, которые стоит посмотреть, даже если они не выйдут в широкий прокат.
"Не мигать" (Don't Blink), реж. Лаура Израэль, Канада
Фильм "Не мигать" про американского фотографа Роберта Франка на Берлинале показали в программе "Панорама". Картина (как, наверное, и хорошее документальное кино вообще) рассказывает интересную историю интересного человека. Родившийся в Швейцарии в 1924 году, Франк в молодости переехал в Америку и жил в Нью-Йорке в 50-е и 60-е: он дружил с битниками (и снял их фильм Pull My Daisy), фотографировал Rolling Stones и антивоенные демонстрации - в общем, запечатал на пленке многое из того, что сейчас олицетворяет шестидесятые. Тогда же Франк проехал через всю Америку, чтобы создать монументальное фотополотно о жизни страны, - отснятые во время путешествия почти 30 тысяч снимков потом превратились в книгу The Americans.
Вышедший сейчас фильм о Франке, который категорически не любит интервью ("Вечно одни и те же вопросы - какое-то чертово эхо!"), - это логичным образом больше рассказ о прошлом. Эксцентричный и нравный пенсионер вспоминает тех, кого он знал (а среди его приятелей немало знаменитостей), и времена, о которых сейчас грезят как о потерянном рае.
Под стать занятию своего героя фильм очень фотографичен: идущие слайд-шоу снимки - такая же важная его часть, как рассказы Франка. И в тех, и в других под музыку Боба Дилана на экране возникает страна широких возможностей в свою самую свободную эпоху - Америка 60-х.
"Коммуна" (Kollektivet), реж. Томас Винтерберг, Дания
"Коммуну" - новый фильм бывшего соратника Ларса фон Триера по "Догме 95" - показали на Берлинале в основном конкурсе. 1970-е годы. Знаменитая телеведущая Анна предлагает своему мужу, архитектору Эрику, основать коммуну в унаследованном им гигантском доме. Он неохотно соглашается, и вскоре в особняке с Анной, Эриком и их дочерью-старшеклассницей Фреей поселяется пара с ребенком и несколько одиночек разной степени чудаковатости. Кажется, коммуна нужна Анне, чтобы избежать рутины и вдохнуть новую жизнь в свой брак. Поначалу все складывается как нельзя лучше: в доме царят мир и дружба и членам коммуны хорошо вместе. Но Анна по иронии судьбы оказывается жертвой своей же затеи, когда Эрик приводит в коммуну свою молодую любовницу. За роль Анны актриса Трине Дюрхольм заслуженно получила "Серебряного медведя".
"Это не история о дефектной семье. Я написал признание в любви моему детству в коммуне", - рассказал Винтерберг на пресс-конференции после показа. Для не знакомых с биографией режиссера зрителей "Коммуна" — это, в первую очередь, кино о непостоянстве вещей и непостоянстве людей, горечи расставаний и нежелании стареть.
"24 недели" (24 Wochen), реж. Анна Зора Беррахед, Германия
Этот фильм - единственная картина полностью немецкого производства в основном конкурсе - был обречен стать поводом для жарких споров. Успешная комедийная актриса Астрид и ее партнер Маркус ждут второго ребенка. В какой-то момент они узнают, что с вероятностью 98% ребенок родится с синдромом Дауна, причем врач сразу же напоминает паре о возможности позднего аборта. Этот вариант Астрид и Маркус отметают. Она, конечно, расстроена, но продолжает выходить на сцену в обтягивающих блестящих платьях и шутить феминистские шутки. Позже выясняется, что синдром Дауна не единственная патология, которая будет у ребенка.
Режиссер и соавтор сценария Анна Зора Беррахед рассказала, что, готовясь к съемкам, встречалась с парами, оказавшимися в подобной ситуации: "Мы часами сидели в берлинских кафе и плакали". В фильме снялись реальные медицинские работники. Все они согласились на съемки, потому что верят, что женщина должна иметь право сама принимать решение о судьбе нерожденного ребенка, а общество не должно стигматизировать ее, каким бы это решение ни было.
"Барака встречает Бараку" (Barakah yoqabil Barakah), реж. Махмуд Саббах, Саудовская Аравия
В Саудовской Аравии фактически нет индустрии кино. В стране существуют только один официальный кинотеатр, где показывают специально отобранные фильмы. Тем удивительнее было найти в программе "Форум" романтическую комедию с молодыми саудитами в главных ролях.
Барака номер 1 – умница, красавица, звезда инстаграма, жительница богатого района Джедды; она ненавидит свое имя и известна всем как Биби. Барака номер 2 – житель района поскромнее, муниципальный работник, который инспектирует публичные пространства. Однажды он приезжает на пляж, чтобы разогнать незаконную фотосессию Биби. Молодые люди вызывают друг у друга симпатию, но проблема в том, что, как бы по-европейски ни вела себя Биби и каких бы прогрессивных взглядов ни придерживался Барака, они не могут находиться вместе на людях. Барака и Биби начинают изыскивать способы сходить на нормальное свидание. Этот фильм – упрек поколения режиссера Саббаха поколению 70-х годов, которое пользовалось большими свободами в личной жизни и в искусстве, но не смогло сохранить их.
"Шелли" (Shelley), реж. Али Аббаси, Дания
Название хоррора "Шелли" - его показали в программе "Панорама" - отсылает к Мэри Шелли, автору романа "Франкенштейн, или современный Прометей". Луиз и Каспер отчаялись завести ребенка. Последняя беременность закончилась операцией, после которой Луиз осталась бесплодной. Она оправляется от шока в уединенном доме без электричества, водопровода и интернета, когда Каспер привозит ей на подмогу молодую румынку Элену. Та за три года рассчитывает накопить на квартиру в Бухаресте, где у ее малолетнего сына наконец будет своя комната. Луиз предлагает ей сократить это время в три раза, выносив ее с Каспером ребенка. Элена принимает предложение. Беременность сопровождается странными и пугающими случаями, и чем ближе роды, тем увереннее Элена в том, что младенец убьет ее.
Этот фильм, безусловно, не появился бы без "Ребенка Розмари" Романа Полански, хотя есть и важное отличие – он не заканчивается после родов, но в то же время нам остается лишь гадать, что не так с этим ребенком. Возможно, дело вовсе не в нем, а в тронувшихся умом взрослых. Есть в истории и социальный подтекст: некоторые увидят в "Шелли" вопиющий пример эксплуатации восточноевропейских мигрантов богатыми жителями Западной Европы.
"План Мэгги" (Maggie's Plan), реж. Ребекка Миллер, США
Главную роль в фильме "План Мэгги" (программа "Панорама") исполнила актриса Грета Гервиг (муза и постоянная актриса режиссера Ноа Баумбаха, роли у которого ее и прославили). Ее персонаж, собственно Мэгги, а не герои более известных широкому зрителю Джулианны Мур и Итана Хоука, и определяет эту картину.
Мэгги - ассистент из университета в Нью-Йорке - знакомится с местным профессором, третируемым своей тираничной женой, из-за постоянной заботы о которой он вынужден оставить планы написать книгу. Между ними возникают чувства, которые приводят к разрыву профессора с женой и рождению у пары ребенка. И хотя все вроде бы идет хорошо, скоро Мэгги понимает, что ее возлюбленный испытывает потребность заботиться о своей бывшей супруге, оставляя заботу о нем, его детях и все домашние дела на Мэгги. И тут у нее возникает план.
Грета Гервиг чаще всего играет персонажей наподобие Мэгги - очаровательных немного неуверенных в себе неудачниц. А фильмы, в которых она снимается, повествующем о по-своему милых высокообразованных неврастениках из большого города, - вполне в духе Вуди Аллена - заставляют чаще смеяться, чем грустить. В общем, такая жизнь: все шло хорошо, но в результате почему-то не получилось - с кем не бывает.
"Гений" (Genius), реж. Майкл Грандадж, Великобритания
Показанный в основной программе фильм "Гений", хотя и снят студией режиссера Грандаджа, оказался гораздо ближе к большому голливудскому кино - редкому типу фильмов на Берлинале.
В конце 1920-х годов к известному издателю Максу Перкинсу (Колин Ферт) приходит молодой писатель Томас Вулф (Джуд Лоу), которому до этого отказали в публикации почти все в Нью-Йорке. Знакомство перерастает в многолетние дружбу и сотрудничество, результатом которых станет выход в печать романов, прославивших Вулфа. Но с ростом славы и уверенности писателя в себе его отношения с издателем, а также подругой (Николь Кидман) будут становиться все хуже.
"Гений" - а заголовок относится скорее не к Вулфу, а именно к Перкинсу, разглядевшему в молодом литераторе талант - снят по книге пулитцеровского лауреата Скотта Берга. Истории взаимоотношений писателя и издателя разворачивается на фоне одной из самых плодотворных эпох американской литературы: в отдельных сценах появляются Фитцжеральд и Хемингуэй с рыбаками. Это очень голивудское кино - от первого появления шляпы Перкинса до последнего письма Вулфа - обладает преимуществами студийных фильмов: прекрасные костюмы и именитые актеры в их числе (так, Лоу и Кидман играют просто блестяще). Да и грех было не снять еще одну картину про Эпоху джаза после успеха недавнего "Великого Гэтсби".
"Новости Марса" (Des nouvelles de la planète Mars), реж. Доминик Молль, Франция
Филиппу Марсу - мужчине в разводе с двумя детьми, который уже 20 лет работает на одну компанию, - исполняется 49 лет. В день рождения его бывшая жена заявляет, что оставляет на него детей на время командировки, затем ему достается карликовая собака сестры, а потом летящим тесаком ему отрубает ухо, после чего начинают являться покойные родители. Но, как оказывается, приключения на этом только начинаются.
"Новости Марса" (и то, что Марсом оказывается лысеющий мужчина средних лет, а не планета, не делает фильм хуже) - это отличная комедия, которую можно назвать семейной. Так, в одной из сцен явившиеся главному герою родители после его жалоб спрашивают: что, дети выросли и ты перестал их понимать? А затем, получив грустный утвердительный кивок, начинают смеяться.
В первую же очередь это история про самоопределение: что делать, когда тебе уже прилично лет и все, вроде бы, у тебя есть, но радости нет - даже чувства того, что живешь. И фильм дает на этот вопрос убедительный и оптимистичный ответ: меняться.
3 x 10 минут
Кроме традиционных программ, на Берлинале есть и кросс-секционные - такие, как премия "Тедди", вручаемая за фильмы о представителях ЛГБТ-сообщества. Кроме того, фестивальные короткометражки про секс-меньшинства отобраны в отдельную программу. В этом году в ее рамках показали и несколько действительно хороших картин - и все про мам.
В шведской короткометражке "Мама лучше знает" (Mamma vet bast, реж. Михаэль Бундсен) молодой человек во время перепалки в машине со своей либеральной мамой, которая знает о его ориентации, выясняет, как непросто и ей, и ему быть собой в по-прежнему консервативном обществе. Если этот фильм предельно реалистичен, другой короткий метр из Швеции "Мамы в огне" (Moms on Fire, реж. Джованни Ритель) по стилистике интереснее: он вылеплен из пластилина. Две сильно беременные мамы за разговорами о родах понимают, что разделяют нечто большее, чем желание поделиться мыслями о растяжках и памперсах. За развитием их отношений внимательно наблюдают их маленькие дети и огромная лысая кошка - кажется, главная лесбиянка. Фильм получил награду "Тедди" как лучший короткий фильм о представителях ЛГБТ.
Наиболее трогательной, наверное, является короткометражка из Ганы "Все же гей" (Reluctantly Queer, реж. Акосуа Адома Овусу), в которой главный герой пишет своей маме письмо, в котором признается в своей нетрадиционной ориентации. Нежность и нежелание ранить ее чувства, но в то же время потребность показать, что это единственный способ для него быть собой, ergo быть счастливым, характеризует этот фильм. Наверное, авторы всех названных лент сходятся в том, что через объяснение с мамой - этим главным человеком - и происходит самоопределение.
Именно стремление к самоопределению и свободе и определяет все короткие метры об ЛГБТ. Содержавшийся в них призыв принять других, и не только по сексуальной ориентации - это вообще то, к чему чаще всего апеллирует возникший в разделенном городе Берлинский кинофестиваль.
Катя Загвоздкина, Анна Лалетина