Берлинале-2016: кино и беженцы
На Берлинском кинофестивале раскрыли миграционную тему
Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - Нынешний Берлинале не мог обойти стороной миграционный кризис. "Право на счастье" провозглашается темой фестиваля во многом с оглядкой на беженцев. В связи с этим одним из главных фильмов Берлинале может считаться документальная лента "Огонь в море" (Fuocoammare) итальянца Джанфранко Рози, которая была показана в конкурсной программе.
Сначала Рози решил снять короткометражку о беженцах из Африки, которые попадают в Европу через итальянский остров Лампедуза. Прибыв на него, режиссер понял, что рамки короткометражки для истории тесноваты. В итоге материал для фильма собирали более года. Съемки начались еще до того, как новости о тысячах утонувших людей стали одной из главных тем европейских СМИ. Но и тогда, по мнению Рози, трагедии не уделялось достаточно внимания.
Одним из протагонистов фильма стал врач Пьетро Бартоло, который оказывает помощь прибывающим на остров беженцам уже пару десятков лет. Голосом Бартоло говорит человечность, и не только в картине. На пресс-конференции после показа он с болью в голосе рассказывал о мертвых женщинах и детях, которых достают из перегруженных судов, и призывал мировое сообщество оказывать помощь беженцам.
Другой герой фильма – 12-летний житель Лампедузы Самуэле. Миграционный кризис для него точно не на повестке дня. Он стремится побыстрее расправиться с домашкой по английскому, чтобы отправиться стрелять из рогатки по кактусам. В ходе фильма Самуэле диагностируют амблиопию – один глаз мальчика "ленится" и плохо видит. "Ленивый глаз – это совершенно случайная метафора, но очень подходящая. К сожалению, у наших политиков до сих пор "ленивые глаза", - сказал Рози на пресс-конференции.
Что касается самих беженцев, то зритель не узнает подробностей о ком-либо из них. Это коллективный портрет, и особенно показателен в этом смысле своеобразный музыкальный номер: беженец из Нигерии под голосовой аккомпанемент своих товарищей нараспев рассказывает об их злоключениях после прощания с домом.
"Это Абу, будущий европеец"
С горы Гуругу, находящейся в Марокко, видно Мелилью – испанское владение на побережье Африки. Ступить на европейскую территорию – мечта сотен беженцев, проживающих в стихийном лагере на горе. От Мелильи их отделяет тройной забор. Герой датского фильма "Прыгуны" (Les Sauteurs, программа "Форум"), малиец Абу, снимает жизнь в лагере и регулярные попытки перелезть через забор. Он признается, что продал бы камеру, которые ему вручили режиссеры Моритц Зиберт и Эстефан Вагнер, если бы те вдобавок не дали ему денег. Потом у него появляется другая мотивация - желание документировать свою жизнь.
В лагере живут только мужчины. Время отмеряется от одной попытки перелезть через забор до другой. Некоторые после месяцев неудач возвращаются на родину, кого-то убивают при пересечении границы. Чтобы приблизить успех, в ход идет магия и даже жертвоприношение (увы, чтобы забор был покорен, пришлось погибнуть петуху).
В начале фильма главный герой появляется в кадре под реплику одного из своих товарищей: "Это Абу, будущий европеец". В конце фильма он ступает на испанскую землю.
"Не посылайте нам оружие, посылайте камеры"
В программе для молодежи Generation 14plus участвует иракский фильм "Жизнь на границе" (Life on the Border). Это сборник из восьми короткометражек, снятых 12-14-летними жителями лагерей для беженцев в иракском Синджаре и сирийском Кобани. Оба города населены преимущественно курдами. Синджар сильно пострадал, а Кобани был практически полностью разрущен во время боев с террористами из ИГИЛ (запрещена в России).
Короткометражки, намеренно или случайно, оказались объединены темой поиска: так, один герой ищет очки для обездвиженного отца, другой – лекарство, а третий – непосредственно отца. Для этого он отправляется в разбомбленный Кобани.
В фильме снимались сами беженцы, а разыгрывали они истории, произошедшие на самом деле, рассказал зрителям ассистент юных режиссеров Шахо Немати. Он и его помощники больше полугода провели в лагерях беженцев и помогли детям написать сценарии.
Режиссеры не смогли получить визы для поездки на Берлинале, но передали письмо канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, где попросили не присылать в их страны оружие, а присылать камеры, чтобы "мир увидел их жизнь". Также они сообщили, что, вообще-то, хотели бы вернуться домой.
Беженцы идут в кино
Организаторы фестиваля не ограничились установкой ящиков для пожертвований и показом фильмов о беженцах (выше перечислены далеко не все). Самих беженцев пригласили в кино. "В специальной программе Patenschaften für Kinobesuche принимают участие около 300 волонтеров из 42 организаций, которые могут посещать мероприятия Берлинале вместе с группой до четырех беженцев", - рассказала "Интерфаксу" координатор инициатив для беженцев на фестивале Катарина Нойманн.
Большая часть участников программы – выходцы из Сирии, Афганистана и стран бывшей Югославии. Кураторы секций Берлинале предварительно составили список фильмов, которые посчитали наиболее подходящими для беженцев. Среди них – политическая сатира Майкла Мура "Куда бы еще вторгнуться", история бельгийской варвары карауловой "Дорога в Стамбул" режиссера Рашида Бушареба, а также несколько фильмов на ЛГБТ-тематику.
Кроме того, 18 молодых беженцев смогли поработать на Берлинале: их устроили на практику в различные отделы, организующие фестиваль.
Анна Лалетина