Россия на Берлинале: космонавтам такое нравится
На Берлинском кинофестивале представили два с половиной российских фильма и один проект
Москва. 17 февраля. INTERFAX.RU - Российские фильмы на 66-м Берлинском кинофестивале можно пересчитать по пальцам одной руки. Картин, которые показали зрителям, всего три: "Тряпичный союз" Михаила Местецкого участвует в программе фильмов для молодежи Generation 14plus, "Эликсир" Даниила Зинченко - в программе экспериментального кино "Форум", а короткометражка "Картошка" Люси Матвеевой стала частью выставки Traversing the Phantasm, которая проходит в рамках программы "Расширенный форум". Еще один российский проект, находящийся на стадии разработки фильм "Тачал" Эллы Манжеевой, был представлен на Berlinale Co-Production Market - мероприятии сугубо для профессионалов киноиндустрии.
"Тряпичный союз"
У "Тряпичного союза" на Берлинале состоялась мировая премьера, и прошла она с успехом. В российский прокат картина выйдет 3 марта. До Берлина ее показали на "Кинотавре", где исполнители главных ролей Василий Буткевич, Александр Паль, Павел Чинарёв, Иван Янковский разделили приз за лучшую мужскую роль. Это неудивительно – выделить кого-то одного из молодых людей было бы как минимум странно. Сила фильма в необыкновенной химии между актерами.
Общаясь со зрителями Берлинале, Местецкий признался, что был удивлен получить приглашение в программу Generation, потому что не воспринимал свой фильм как проект в первую очередь для молодежи и про молодежь, но счастлив, что вышло именно так.
Местецкий написал сценарий с оглядкой на себя лет двадцати, когда он, по его словам, был частью сугубо мужской компании "закомплексованных, очень замороченных молодых ребят", к которым девчонки не приближались и на километр.
Герои фильма объединяются в организацию под названием "Тряпичный союз", потому что пока еще "дохляки и тряпки". Они только набирают мощь, они только решают, что хотят совершить, при этом каждый из них борется со своими демонами. У "Тряпичного союза" нет единой идеологии, и в этом слабость "Тряп-союза" как структуры, но и сила каждого героя по отдельности.
"В России огромное количество молодежи, которые принимают предложенные варианты и шагают с ними в ногу. А наши ребята тем и интересны, что говорят: то, что я могу, мне неинтересно, мне нужно что-то большее", - сказал Местецкий "Интерфаксу".
"Эликсир"
В секцию "Форум" отбираются фильмы, которые являются чем угодно, но не мейнстримом. Это программа, в которой нет официальных наград, в отличие от той же Generation.
"Эликсир" - полнометражный дебют Даниила Зинченко. Часть средств на него собирали на краудфандинговой платформе Planeta.ru, а актеры и съемочная группа работали за бесплатно. В описании проекта говорилось, что это "фильм о революции духа человечества", происходящей в России.
Ученый и его помощник Серафим собирают материалы для создания эликсира, который будет воскрешать людей. Им осталось найти ДНК партизан и космонавтов, а также Его. Его же ищут похожие на вышибал мужчины в черных костюмах, называемые Чертями. Они надеются, что Он по их приказу будет превращать воду в нефть. Ткань этого фильма, похожего на видеоарт, соткана из знаковых для России образов: космонавты, партизаны, солдаты, нефть, сказочные герои, Родина-мать. Получается, что создаваемый эликсир — это квинтэссенция России.
Фильм Зинченко несколько смутил журналистов Берлинале. Окончания пресс-показа дождались, пожалуй, лишь две трети пришедших. Последней каплей для некоторых стала снятая крупным планом сцена стрижки лобковых волос (хотя казалось бы). А вот зрители, по словам Зинченко, оказались куда более благосклонными.
"То, что фильм собирал полные залы на фестивале, - самое удивительное для меня, поскольку это кино для европейского сознания, мягко говоря, специфическое. И мало того что полные залы - еще задавали очень много интересных вопросов и часто не общего толка, а было понятно, что задающего вопрос фильм затронул. В связи с этим хочется верить в универсальный язык образов, который понятен многим вне зависимости от культурного бэкграунда", - поделился режиссер впечатлениями. Премьера фильма в России намечена на начало марта.
"Картошка"
Фотограф, преподаватель Школы Родченко Люся Матвеева (Зинченко) участвует в программе "Расширенный форум" второй раз. В прошлом году зрители Берлинале увидели ее работу "Вышивальщица", в этом году – 21-минутный фильм о главном российском продукте - картофеле.
Под теле- и радиосообщения о продуктовом эмбарго, уничтожении санкционных сыров и России, которую нельзя поставить на колени, жительница маленького поселка в Тверской области перебирает проросшую картошку в своем подвале.
"Я делала этот фильм, потому что хотела выразить свои чувства и опасения по поводу происходящего с нами. Жизнь героини, которая живет в провинции, крутится вокруг картошки. Это ее основной продукт питания, тем более сейчас. Героиня фильма - моя соседка в маленьком поселке в Тверской области, где я выросла. Все, что она говорит, - это не игра", - рассказала Матвеева.
В другой сцене, снятой из движущейся машины, мы видим дороги в лужах и ямах ("road art", - шутит один из героев), еще в одной - бездомных, которые кричат "Чуда!". Сцена с бездомными – единственная игровая сцена фильма. "Собственно, это аллегория на нас всех - мы живем ожиданием чуда, надеемся, что оно случится, изменит нашу жизнь и решит проблемы, принесет благополучие. Вот только надежда на чудо - плохой гарант стабильности", - пояснила Матвеева. По ее словам, увидеть фильм, вероятно, можно будет 3 марта в Еврейском музее и центре толерантности.
"Тачал"
В 2013 году калмыцкий режиссер Элла Манжеева приняла участие в программе Berlinale Talents — курсе семинаров и мастер-классов для молодых кинематографистов, который проходит параллельно Берлинале. Во время Berlinale Talents она работала над сценарием к своему полнометражному дебюту "Чайки". В 2015 году премьера этой картины, снятой на калмыцком и русском языках, состоялась в программе "Форум", а осенью того же года Манжеева стала первой российской участницей стипендиальной программы Berlinale Residency. Она три месяца жила в Берлине и вместе с наставниками совершенствовала новый проект "Тачал", чтобы представить его потенциальным продюсерам на Co-Production Market во время Берлинале.
Словом "Тачал" в Калмыкии обозначают особую связь живущего с покойным. "Главный герой — калмык, живущий в Москве. У него умирает мать, он ее хоронит и через какое-то время встречает ее на дороге, и они начинают мистический путь, в котором заново узнают друг друга", - рассказала Манжеева.
Премьера фильма должна состояться в следующем году.
Анна Лалетина