Аппарат абонента вне зоны имиджа

Россияне перестали ажиотажно скупать новые сотовые телефоны. Если раньше поводом для покупки становилось появление новой и зачастую просто более дорогой модели, теперь все иначе

Аппарат абонента вне зоны имиджа
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 7 апреля. IFX.RU - Лучший друг современного человека - это уже давно не собака и даже не автомобиль. Сейчас это звание по праву принадлежит сотовому телефону - гаджету, без которого в современном мире не мыслит себя практически ни один человек. Но кризис не щадит никого: продажи "трубок" в России упали с превеликим шумом и грохотом.

Эксперты подсчитали: россияне стали покупать вдвое меньше новых сотовых телефонов в I квартале 2009 года. Впервые за последние 5 лет продажи мобильных телефонов оказались менее $1 млрд.

Как отмечается в аналитическом исследовании Владимира Богданова, который в 2002-2007 гг. занимал должность вице-президента "Евросети" по маркетингу, объем первичного рынка розничных продаж сотовых телефонов за квартал составил $819 млн, что в 2,16 раза меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

Это означает, что рынок мобильников откатился аж на уровень 2004 года. Ведь именно тогда в последний раз квартальные продажи были на таком уровне. В I квартале 2004 года розничный рынок продажи мобильных телефонов составил $836 млн, а в последующие годы последовательно рос, достигнув $1,77 млрд в январе-марте 2008 года.

А вот по количеству проданных "трубок" мы не дотянули даже до 2004 года. Россияне приобрели всего 5,48 млн сотовых телефонов (в I квартале 2004 года - 5,97 млн). Продажи рухнули на 29% по сравнению с тем же периодом 2008 года, и на 42% - к предыдущему кварталу.

Наши сограждане привыкают к экономному образу жизни и кризисному мышлению. Они больше не меняют своего мобильного друга просто потому, что появилась более новая модель или более статусный телефон. Когда тебе сократили зарплату, а то и вовсе уволили - тут уж не до имиджа и прочих излишеств благополучной жизни. К тому же рубль девальвировался к доллару и евро, а сотовые телефоны в большинстве своем - товар импортный, так что даже если его долларовая цена осталась прежней, в рублях он теперь стоит гораздо дороже.

Этот факт, видимо, и послужил причиной того, что сейчас если человек и решается на покупку новой "трубки", то выбирает не новую "навороченную" модель, а телефон попроще и подешевле.

По данным В.Богданова, средняя цена проданного в рознице сотового телефона в I квартале составила $150, что на 35% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Доля устройств с ценой до $100 составила 43% в общих продажах и 18% - в выручке. В рублях средняя цена проданного телефона снизилась на 10%, до 5,065 тыс. рублей. Рынок в рублевом выражении сократился в 1,5 раза, до 27,754 млрд рублей.

Главное - чтобы работал и можно было оставаться на связи. Количество функций и марка телефона перестают в кризис иметь решающее значение для покупателя.

Где же российский житель покупал себе нового мобильного друга? Несмотря ни на что в первом квартале он направлял свои стопы в "Евросеть" (33% продаж при уменьшении количества салонов на 3%). Альтернативой является "Связной" (22% рынка при увеличении количества салонов на 9%).

Практически каждый третий (даже чуть больше, 37,9%) выбирает Nokia, каждый четвертый (26,3%) - Samsung, 16,4% находят привлекательным Sony Ericsson. Далее по списку следуют LG (доля рынка 4,6%), Motorola (4%), Philips и Fly (по 3,6%) и Alcatel (1,7%).

Впрочем, не все так плохо. Эксперт уверен, что рынок начнет восстанавливаться в самое ближайшее время. В.Богданов прогнозирует: во II квартале на первичном рынке будет продано 6,25 млн сотовых телефонов, что на 14% больше показателя I квартала. Правда, продажи будут все же ниже уровня прошлого года на 28%. Прогноз В.Богданова по продажам мобильных телефонов в российской рознице на 2009 год - 26 млн штук (в 2008 году было продано 36,3 млн).

Еще недавно россияне меняли телефоны как минимум раз в год, быть хозяином "трубки", которой больше чем полгода, считалось зазорным. В погоне за "айфоном" (iPhone) выстраивались очереди. Теперь же главное - чтобы телефон стоил поменьше, а работал подольше. Имидж - ничто, кризис - все.

Новости по теме

Мобильные подорожают

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });