Мобильные подорожают

Сотовому ритейлу прогнозируют трудный год. Продажи мобильных аппаратов могут снизиться из-за падения спроса потребителей на 25-30%, а цены на них ждет корректировка вслед за курсом рубля. Цены на услуги операторов связи также могут повыситься

Мобильные подорожают
Photos.com/Russian look

Москва. 20 января. IFX.RU - Возможность телефонного общения давно стала насущной необходимостью, и пользоваться мобильной связью, прочно вошедшей в нашу жизнь, люди продолжат, но покупать новые телефонные трубки будут уже не так часто. В этом году финансовый кризис сменится потребительским. Эксперты предрекают "проседание" продаж мобильников более чем на четверть, а рублевым ценам на сотовые телефоны прогнозируют рост в ближайшие месяцы на 7-8%.

Валютные курсы - рублевые цены

Наступление иностранных валют на отечественную денежную единицу заставляет розничные рублевые цены на импортную продукцию медленно, но верно ползти вверх. Ритейл потихоньку переписывает ценники, которые не обрадуют тех, кто не успел прикупить себе "мобильного друга".

Значительное ослабление рубля к иностранным валютам приведет к тому, что рублевые цены на мобильные телефоны вырастут в этом году в среднем на 600 рублей и достигнут 5,7 тысяч в российской валюте, прогнозируют эксперты Mobile Research Group (MRG). Все компании-производители выставляют цены в рублях, привязывая их к внутренним курсам, отталкиваясь от своих внутренних схем поставок, конвертаций. Резкое изменение курса доллара или евро приводит к необходимости изменения рублевых цен на телефоны и аксессуары.

Как указывается в тематическом обзоре MRG, изменение курса доллара уже подтолкнуло розницу к повышению цен с минимальных уровней. Так, в течение недели с 10 января рост цен составил около 3% по рынку, в некоторых сетях он был значительно выше. При этом рост цен будет наблюдаться и в феврале. Не исключено, что в следующем месяце цены подкорректируются вверх еще на 7-15% в зависимости от марки, модели телефона. Если рассчитывать среднее изменение стоимости, то рост составит не более 7-8% за январь и февраль, но во многом это объясняется старыми складскими запасами. Двумя месяцами рост цен не ограничится и может затянутся на все первое полугодие. Исключение могут составить модели с минимальным уровнем продаж.

При этом в долларах цены будут чувствовать себя намного комфортнее и опять будут снижаться. Средняя розничная цена сотового телефона по итогам 2008 г. составила $205,8, что на 2,1% ниже, чем средняя розничная цена аппарата, проданного в 2007 году, которая составляла $210.

Рублевые же цены, как считают в MRG, начнут снижаться не раньше конца 4-го квартала 2009 - начала первого квартала 2010 года.

Что будет с тарифами

Эксперты MRG порассуждали и о возможностях изменения тарифных планов операторов "большой тройки", в которую входят МТС, Билайн и МегаФон. Известно, что они имеют рублевые тарифные планы, а часть архивных планов исчисляются в долларах, но, как отмечается в обзоре, они не играют роли в аспекте их бизнеса в целом. Однако удешевление рубля обрушивает буквально все показатели для компаний, например, тот же ARPU (средний доход на абонента), так как исторически они номинируются не в рублях, а в долларах США.

Поэтому не исключено, что рост цен на рублевые тарифные планы будет происходить, и это будет связано с общей макроэкономической ситуацией и девальвацией рубля.

Между тем, параметры, закладываемые операторами в бюджет позволяют экспертам говорить о том, что курс рубля по отношению к доллару в диапазоне 32-37 рублей для них не является критическим. В течение 2009 года рост цен на услуги связи составит порядка 15-20% и он напрямую связан с инфляцией, но никак не с курсом доллара по отношению к рублю.

При этом, по оценкам MRG, повышение цен для всей линейки услуг, тарифных планов будет увязано с предложением новых тарифов и рост цен на указанные уровни займет как минимум 6-7 месяцев. А значит, операторы не планируют единовременного, резкого изменения стоимости услуг. В отличие от розничного рынка телефонов здесь повышение будет носить постепенный характер и будет растянуто во времени, делают вывод эксперты.

Кризис косит продажи

Приближение кризиса изменило и тенденцию роста продаж сотовых телефонов в России - уровень предновогодних аппетитов граждан впервые стал ниже уровня максимальных летних. В итоге в 2008 году рынок розничных продаж сотовых телефонов в России вырос на 9,8%, а население потратило на приобретение 36,34 млн штук аппаратов сумму в $7,48 млрд. При этом в количественном выражении продажи выросли на 12%, подсчитал в своем отчете преподаватель Академии народного хозяйства, экс-вице-президент "Евросети" по маркетингу Владимир Богданов.

Ежегодно на рынке появляются новые не просто улучшенного дизайна модели, но и продвинутые во всех отношениях, зачастую заменяющие его владельцу компьютер. Население старается идти в ногу с тенденциями рынка и активно меняет свои устаревшие мобильные аппараты на более совершенные.

Из более чем 36 млн приобретенных в прошлом году "мобильных игрушек" около 90% пришлось на реплейсмент телефонов. Это выше уровня 2007 г. на 34%. В основном рост дали регионы.

Тенденции рынка могут еще более подкорректироваться кризисом. По прогнозам экс-вице-президента "Евросети", продажи мобильных телефонов упадут в 2009 году на 25%. К этим же выводам ранее пришли и эксперты из J'son Partners, которые еще в начале декабря представили пессимистичный сценарий, по которому рынок упадет в штучном исчислении на 25-50%, в денежном - на 30-60%. По прогнозам MRG, общий объем розничного рынка в 2009 году не превысит 24 млн трубок - это в 1,3 раза меньше, чем в 2008-м.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });