ЦБ, Минфин и страховщики не смогли договориться о функционале госперестраховщика
По словам источников "Интерфакса", сторонам пока не удалось договориться даже по базовым вопросам
Москва. 15 октября. INTERFAX.RU – Дискуссии по вопросу создания в России Национальной перестраховочной компании (НПК) с решающим участием Центробанка в ее капитале достигла апогея, найти консенсуса стороны пока не смогли, сообщил "Интерфаксу" источник на страховом рынке. "Пока трем основным заинтересованным сторонам - Минфину, Центробанку и страховщикам - не удается договориться даже по базовым вопросам", - сказал он.
Очередная встреча, посвященная концепции создания национального перестраховщика, прошла на площадке регулятора в понедельник. В ходе этой встречи представители Банка России познакомили страховщиков с общими подходами к предполагаемым сферам деятельности НПК.
"Так, регулятор полагает необходимым перестраховывать риски, которые страхуются в обязательном порядке согласно законам или подзаконным актам. (Обсуждается возможность перестрахования рисков долевого строительства, ответственности туроператоров, катастрофических агрорисков и других). Перестрахование санкционных рисков предлагается добровольным для прямого страховщика и обязательным для национального перестраховщика. В обязательном порядке регулятор предлагает направлять в перестрахование новой компании 10% рисков, передаваемых российскими СК в исходящее перестрахование", - сказал собеседник агентства.
Риски сверх 10%, передаваемых в перестрахование, могут направляться перестраховщику в добровольном порядке. Также добровольно напрямую СК могут сотрудничать с Национальной перестраховочной компанией в других сферах. Для обеих сторон такое сотрудничество определяется их желанием.
Минфин против жесткого подхода
Заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, выступая в четверг на конференции по страхованию в Новосибирске, заявила, что у ведомства есть вопросы по редакции законопроекта, связанные с определением объема операций, подлежащих перестрахованию. "Нам кажется, что жесткой обязательности не должно быть в работе новой компании. При этом "вопроса о необходимости создания такой компании не возникает", подчеркнула Балакирева.
"Мы договорились о том, что эту компанию создает Центральный банк. Будут там другие акционеры или нет - это вопрос обсуждаемый", - пояснила она. Однако, по словам представителя Минфина, есть спорные вопросы с точки зрения регулирования деятельности этой компании. "Нас волнуют вопросы, связанные с обязанностью передавать Национальной перестраховочной компании части риска, сейчас это записано в пределах 10% практически по всем видам страхования. Минфин такую позицию не поддерживает", - сказала она.
Вопросы у Минфина по Национальной перестраховочной компании остаются, несмотря на то, что законопроект, подготовленный и инициированный ЦБ, рассылался Минфином на согласование другим ведомствам и сторонам, поскольку сам Центробанк субъектом законодательной инициативы не является.
Резко против "десятины" выступило страховое сообщество, заявил "Интерфаксу" президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Хотя, по его словам, "необходимость создания Национальной перестраховочной компании вызвана объективными причинами, в первую очередь, введением санкционного режима, ограниченными возможностями национальных перестраховочных емкостей по защите крупных рисков в экономике". "Нам важно, чтобы деятельность перестраховщика была ограничена периодом действия таких санкций", - сказал глава ВСС. Он добавил, что "страховщикам участие в капитале национальной компании не предлагалось".
По словам президента ВСС, "у страховщиков накапливаются вопросы по технологическим аспектам такого сотрудничества, они связаны с условиями, на которых предполагается организовать работу перестраховщика со страховыми компаниями".
Со своей стороны председатель наблюдательного совета Российского антитеррористического страхового пула (РАТСП) Александр Гульченко на встрече с журналистами в среду сообщил, что компании-участники пула поддержали саму идею формирования Национальной перестраховочной компании с участием Банка России, но считают, что взаимодействие с СК должно быть организовано исключительно на рыночных принципах.
Вместе с тем он отметил нарастающую тенденцию поиска перестраховочной защиты на внутреннем рынке со стороны предприятий в сфере энергетики. Тенденция возникла летом этого года, когда эксперты стали говорить о возможности расширения пакета санкций и их распространения на энергетиков страны. В перестраховании нуждаются в первую очередь строительно-монтажные риски по реализуемым строителями проектам, пояснил Гульченко.
ЦБ рассчитывает на обратную связь
"Мы собирали страховые компании в понедельник. Понимание того, что риски по договорам страхования объектов военного и двойного назначения страховать необходимо, у всех есть", - заявил руководитель департамента страхового рынка ЦБ РФ Игорь Жук, выступая на конференции в Новосибирске в четверг.
"Что касается дискуссии по видам страхования, которые не относятся к теме санкционных рисков, мы ее еще ведем. Надеюсь, что в течение месяца мы получим обратную связь от участников рынка. Мне не кажется, что переговорная ситуация тупиковая. Не то что бы торг уместен - 10% рисков СК должны передавать перестраховщику, 7% или 5% (. . .) Надо понимать, что это не "сливная яма". Есть, например, риск по договорам страхования сельхозживотных - африканская чума свиней. Этот риск тяжело размещать. Соответственно, новая перестраховочная компания будет их брать. Но тариф при этом, возможно, будет немаленький. Мы понимаем, что единственное средство экономического регулирования - это повышенный тариф. Тема с тарификацией сейчас активно обсуждается участниками дискуссии", - сказал Жук.
Корреспонденту "Интерфакса" Жук заявил, что законопроект о НПК должен быть внесен в Госдуму в осеннюю сессию. Отвечая на вопрос агентства о том, будет ли это непременно законопроект Минфина, Жук сказал: "Это неизвестно, законопроект могут вносить и депутаты".
По оценке Банка России, капитал НПК должен превысить 70 млрд рублей. Предполагается 100%-ное участие в ее капитале ЦБ РФ, по крайней мере на первом этапе ее работы.