Вы въезжаете в американский сектор
На Берлинском кинофестивале показали сразу несколько американских фильмов, критикующих Америку
Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - В программах Берлинале, как и любого другого фестиваля, присутствие американских фильмов неизбежно. Но это не только картины крупных голливудских киностудий с большим числом звезд - такие, как открывший Берлинале "Да здравствует Цезарь!" - но и независимое кино, часто критичное по отношению к США.
К таким фильмам относятся и документальные "Нулевые дни" режиссера Алекса Гибни - одна из двух американских картин в основном конкурсе. Она рассказывает про супервирус Stuxnet, который после его обнаружения в 2010 году привлек внимание программистов по всему миру. Когда код вредоносной программы изучили, выяснилось, что она направлена на определенного рода устройства - регуляторы напряжения. Позже оказалось, что эти устройства находятся только в одной стране - Иране - и только на одном предприятии - заводе по обогащению урана.
"Всего есть три вида нарушителей в сети, - рассказывает в фильме Евгений Касперский. - Это хакеры, нацеленные на получение прибыли, политические активисты или те, кто делает это ради своего удовольствия, и, наконец, государства".
По заказу последних, как утверждают создатели фильма, и сделали Stuxnet - а именно по заказу США и Израиля.
Фильм в результате напоминает не документальное кино, а картину про Джеймса Бонда: с заговором, шпионами и угрозой, которая ставит весь мир на грань катастрофы - только вместо суперагента тут за главного компьютерный вирус. Правда, в постсноуденовское время такими заявлениями сложно удивить. Да и главная идея, что США - злая супердержава, которая для достижения своих целей не брезгует никакими средствами, тоже, мягко говоря, не является свежей.
В основе фильма Спайка Ли "Чирак" (участвует в основной программе Берлинале, но вне конкурса) тоже не новый сюжет: это очень вольное переложение комедии Аристофана "Лисистрата". В древнегреческой драме женщины Афин отказали мужчинам в своем теле, чтобы прекратить войну со Спартой. В "Чираке" действие перенесено в современный Чикаго (Чираком на сленге и называют город). По данным статистики, в Чикаго от преступности за последние годы погибло больше людей, чем США потеряли в войне в Ираке. После того, как шальная пуля убила очередного ребенка, темнокожие женщины города начинают действовать: под лозунгом "no peace, no pussy" они устраивают мужчинам принудительный целибат, чтобы прекратить войну банд.
На главных ролях в фильме - предводитель одной из группировок по прозвищу собственно Чирак (на самом деле Димитриус), его подруга Лисистрата, возглавившая восстание женщин, проповедник (Джон Кьюсак - почти единственный белый актер в фильме) и Сэмюэл Л. Джексон в безмерно стильных костюмах за рассказчика. Кроме сюжета и имен персонажей фильм Спайка Ли с комедией Аристофана роднит и форма: все герои говорят в стихах.
Получившееся полотно прекрасно своей вопиющей неполиткорректностью и вычурностью: темнокожие женщины в обтягивающий одежде, бойкие перепалки между представителями разных полов, откровенно фрейдистская сцена, где пушку прочищают шомполом, наконец. Бушующая энергия темнокожий культуры, пропагандистом которой и является Спайк Ли, недавно вставший на тропу войны с американской киноакадемикией в рамках кампании Oscar so white, исходит от этого фильма. И вульгарный, плакатный и попросту неприличный "Чирак" под звуки госпела и рэпа возносится над рядом пресноватых лент в основной программе Берлинале.
Еще один возмутитель спокойствия - режиссер Майкл Мур, известный фильмами "Фаренгейт 9/11" и "Боулинг для Колумбины", - также привез свою новую ленту на Берлинале. В фильме "Куда бы еще вторгнуться" (его показали во внеконкурсной программе Berlinale Special), вооружившись звездно-полосатым стягом, Майкл Мур берется единолично, вместо армии и флота США, захватить другие страны, чтобы взять у них лучшие изобретения в области гражданских прав, и потом перенести их в Америку. Как сказал сам режиссер (он заболел и не смог приехать в Берлин, но записал отдельное видеообращение к зрителям), это фильм про Америку, снятый за ее пределами.
В своем завоевательском турне Мур посещает страну за страной и находит в них радости, которых лишены обычные американцы: оплачиваемый отдых, бесплатное высшее образование, гуманное содержание заключенных и даже равноправия полов. Получившаяся картина, будучи достаточно остроумной (например, в краткой сводке об Италии в числе ее самых известных жителей значатся Иисус и Супер Марио), в первую очередь благодаря комментариям самого Майкла Мура, скоро начинает казаться излишне наивной и предсказуемой. А сам он выглядит скорее хорошим комиком, чем режиссером. Да и его нападки на США, на которых он и построил свою карьеру (во всем мире их, вероятно, слушают с затаенным злорадством), кажутся несколько надуманными: есть страны и похуже.
Американские фильмы после других фестивальных картин кажутся излишне громким и насыпанным зрелищем, несколько бесцеремонными участниками программы - как сам Мур, который в одной из сцен спрашивает, нельзя ли установить американский флаг в гостиной у своих героев. Но американская культура, как говорит другая героиня его фильма, теперь повсюду. О том же, вероятно, и песня немцев Rammstein, которые поют, что все мы живем в Америке - и никуда от этого не деться.
Катя Загвоздкина