Посол Франции: Мы надеемся, что сможем снять санкции с России как можно быстрее

Жан-Морис Рипер рассказал о позиции Парижа по украинскому урегулированию, ситуации в Сирии и надежде на скорое снятие санкций с России

Посол Франции: Мы надеемся, что сможем снять санкции с России как можно быстрее
Посол Франции в России Жан-Морис Рипер
Фото: ТАСС, Артем Геодакян

Москва. 26 апреля. INTERFAX.RU - Посол Франции в РФ Жан-Морис Рипер в интервью корреспонденту "Интерфакса" Алексею Эйбоженко рассказал о позиции Париже по украинскому урегулированию, ситуации в Сирии и надежде на скорое снятие санкций с России.

- Господин посол, реализация политической части минских договоренностей по Украине стоит на месте. В чем причина? Есть ли у Парижа идеи, как можно придать импульс процессу урегулирования? Как на этом процессе сказывается тот факт, что в настоящий момент консультации фактически идут по двум трекам – в "нормандском формате", и в рамках российско-американских консультаций? Есть ли смысл подключить американцев к "нормандскому формату"?

- Вы знаете, что наш министр, Жан-Марк Эйро об этом долго говорил с президентом Путиным и с министром Лавровым в минувший вторник в Москве. И конечно, мы констатировали то, что вы сказали, а именно: что переговоры буксуют, недостаточно быстро продвигаются вперед. Выход известен - это минские соглашения. И даже, вы знаете, есть определенные этапы. Это было зафиксировано в Париже 2 октября в рамках нормандского формата. 3 марта была встреча министров, и уточнили, как мы будем продвигаться вперед по каждому этапу. И мы, к сожалению, констатируем, что то, что было оговорено ранее, не выполняется. Так что мы озадачены.

Два фактора нам кажутся существенными. Первый - неудовлетворительная ситуация с безопасностью. По-прежнему фиксируются вспышки насилия вдоль линии соприкосновения. Очевидно, что не все тяжелые вооружения были отведены, наблюдатели ОБСЕ не могут свободно действовать вдоль линии разграничения. И, с другой стороны, политические переговоры не идут вперед. До сих пор политическая ситуация на Украине препятствовала принятию важных решений и выполнению Киевом своих обязательств. Было потеряно много времени, мы надеемся, что новому правительству удастся частично наверстать упущенное.

Мы считаем, надо продвигаться по двум вопросам одновременно. Во-первых, строго соблюдать прекращение огня, вывод тяжелого оружия и обеспечивать полный контроль со стороны ОБСЕ. Мы считаем, что многое зависит от России в вопросе о том, чтобы заставить сепаратистов соблюдать прекращение огня. И с другой стороны, конечно, надо оказывать давление на новое киевское руководство, для того, чтобы три закона, которые обязательны, а именно: закон о реформе конституции, закон о выборах и закон об амнистии, - были бы одобрены как можно быстрее.

У нас есть несколько идей. Мы не видим необходимости изменять нормандской формат. Мы тесно координируем нашу работу с американцами, у нас происходит регулярный обмен мнениями. И мы знаем, какие контакты между Россией и США - это хорошо. Мы за то, чтобы нормандский формат принял бы четкие решения, судейские, как арбитры. Но этого трудно добиться.

В настоящий момент мы думаем о новой министерской встрече "нормандского формата".

- А эти новые встречи и компромиссные варианты, предполагают ли они, что будут приняты некие решения, которые можно будет назвать адаптированным Минском, адаптированным к изменившейся ситуации?

- Минские соглашения существуют. Все уже в этих минских соглашения есть. Это обязательства, которые взяли на себя Украина, Россия и те, кто несет за это ответственность в Донецке и Луганске. Эти договоренности были подписаны также и Францией, и Германией. Рабочие группы в рамках контактной группы уже проделали большую и качественную работу. Политическая группа под председательством французского посла представляющего ОБСЕ Пьера Мореля, составила точный список из восьми-девяти пунктов, по которым необходимо найти компромисс между позицией Киева и позицией сепаратистов Луганска и Донецка.

Все эти пункты известны, позиции сторон тоже. Теперь надо принять, наконец, решения. Нам не нужно переписывать минские соглашения, надо их реализовывать.

- Киев настаивает на том, что местные выборы на Донбассе должны пройти только после передачи украинской стороне контроля над границей. При этом украинская сторона до сих пор не выполнила свои обязательства по конституционной реформе в увязке с - принятием закона об особом статусе Донбасса. Солидарны ли в Париже с этим условием Киева, и не является ли оно попыткой "перескочить" через этапы выполнения Минска-2?

- В минских соглашениях есть определенный порядок, и этот порядок был подтвержден в Париже 2 октября. Возвращение украинской стороне контроля над границей - это последний этап процесса. Вот здесь Москва, по-моему, не ошибается. Не надо говорить о процедуре, о календаре, надо по существу говорить.

Первое - это восстановление безопасности, чтобы восстановить доверие. Затем принятие конституционного закона об особом статусе - он существует, но так и не прошел в Верховной Раде второе чтение. Этот закон должен действовать на постоянной основе постоянный характер, должен иметь этот момент. Представители ДНР и ЛНР и Россия добиваются именно этого. К сожалению, политические условия в Киеве таковы, что Рада пока не смогла во втором чтении принять этот закон, но она должна это сделать. Последовательность реализации минских договоренностей известна. Здесь нам не нужно менять ни соглашения, ни календарь. Надо просто применять эти пункты. И мы приближаемся к моменту истины.

- А может ли в ближайшее время произойти прямой контакт Киева с представителями ДНР и ЛНР, на чем настаивает Москва?

- Прямой диалог налажен в рамках рабочих групп: по безопасности, по экономике экономики, по политическим и гуманитарным вопросам.

Сепаратисты Донецка и Луганска участвуют во всей этой работе. Мы считаем, что сегодня продвижение вперед - это вопрос политической воли. Вот почему мы считаем, что Франция, Германия и Россия должны сотрудничать с тем, чтобы убедить все участвующие стороны в Донецке, Луганске, и Киеве, что момент настал, надо идти на компромисс.

Переговоры заключаются не в том, чтобы бесконечно повторять свою позицию, а состоят в поиске компромисса. В этом вопросе американцы тоже могут сыграть свою роль быть полезными из-за их отношений с Киевом. И вот здесь очень важно то, как будут взаимодействовать Россия и США. В этом контексте Франция и Германия тоже могут выступить в роли своего рода посредников.

Но если говорить по существу, то настал момент действовать. И мы надеемся, что с приходом нового правительства Киев сможет, наконец, пойти вперед в выполнении своих обязательств.

- В ЕС достаточно жестко увязывают снятие санкций с Россией с полным выполнением минских договоренностей. Если будет очевидно, что новое правительство Украины не справляется со своими обязательствами по выполнению своей части обязательств, может ли позиция ЕС сдвинуться в сторону частичной отмены санкций ввиду объективных обстоятельств, ввиду объективной неспособности Киева выполнять то, о чем договорились?

- Мы неоднократно озвучивали нашу позицию о том, что санкции - это не самоцель. Санкции создают трудности для России и для Европы. Так что мы надеемся, что мы сможем их снять как можно быстрее.

Санкции связаны с имплементацией минских соглашений. Вот почему мы призываем Киев и Москву проявить ответственность, чтобы минские соглашения были выполнены как можно быстрее.

- Сегодня прошла интересная новость о том, что 28 апреля в парламенте Франции будет состоится голосование по санкциям, действующим против России. Не могли бы разъяснить, что это означит? Как в президентской республике парламент может в одиночку решать судьбу того или иного вопроса?

- Не все согласны с эффективностью санкций. Франция - демократия, и каждый может выдвигать свои предложения.

Я тоже слышал, что некоторые парламентарии собираются выступить с инициативой, не имеющий силу закона. Это просто обсуждение вопроса эффективности санкций.

- Если позволите, перейдем к Сирии. Франция была одной из первых стран, которая в том или ином виде наладила взаимодействие с Россией в Сирии. Как сейчас складываются дела в этом направлении? Углубилось ли это взаимодействие?

- Наш министр иностранных дел, Жан-Марк Эйро в прошлый вторник в Москве приветствовал тот большой вклад, который внесла Москва в достижение договоренности с Соединенными штатами в вопросе прекращения огня. Мы этому очень рады. Многие сомневались, что оно будет соблюдаться, но оно соблюдалось до последнего времени, хотя сегодня мы очень обеспокоены.

Мы обеспокоены и эта была одна из причин визита нашего министра в Москву. Франция и Россия – партнеры, мы вместе боремся с терроризмом.

Что касается военных аспектов, мы много общаемся. Наш министр обороны, Ив Ле Дриан был в Москве в декабре. Начальники генштабов Франции и России дважды обсуждал эти вопросы, происходит ежедневный обмен данными на уровне разведывательных служб, ведется работа по линии оборонных ведомств.

Трудность заключается в политических переговорах. Мы считаем, что нет возможных политических решений без выполнения положений Женевского коммюнике от 2012-го года, в частности, пункта о создании переходного органа, наделенного всей полнотой исполнительной власти. И мы поддерживаем сирийскую оппозицию.

Наши позиции с Россией совпадают в том, что не должно быть предварительных условий для переговоров. И мы очень много сделали, чтобы убедить оппозицию продолжать переговоры в Женеве. Но у нас с Россией есть противоречие относительно будущего президента (Сирии Башара – ИФ) Асада. Мы считаем, что ему нет места в будущем Сирии.

Пока мы должны констатировать, что Дамаск отказывается говорить об этом переходном периоде. Единственное, о чем он говорит - это чтобы вошли бы несколько представителей оппозиции в правительство Асада, с чем не согласна оппозиция.

Мы обмениваемся мнениями с Россией, и с американцами. Мы это обсуждаем также с другими государствами региона. Мы обязательно должны избежать возобновления боевых действий. Если война начнется, это будет фронтальная война между суннитами и шиитами, это было бы катастрофой для всех - для Европы, для России, для США, для арабского мира. Этого надо избежать и надо оказывать давление на стороны переговоров.

- Можно ли уточнить два момента: вызывает ли у вас озабоченность ситуация в районе Алеппо, насколько она может повлиять на перспективы переговорного процесса? И что касается Башара Асада - допускаете ли вы, что он будет оставаться у власти в Сирии до конца этого так называемого переходного периода, то есть еще как минимум год?

- Сейчас нас волнуют два вопроса - это гуманитарная ситуация и ситуация вокруг Алеппо.

Что касается гуманитарного вопроса, то мы приветствуем роль России, которая облегчила выдачу этой гуманитарной помощи. Мы знаем, что Россия играет положительную роль в этом вопросе.

С другой стороны мы видим, что сирийские правительственные войска продолжают бомбить целые кварталы городов под предлогом борьбы с терроризмом. Пока эта проблема не будет решена, оппозиция будет отказываться от переговоров. Бомбежки гражданского населения не создают атмосферу доверия.

Если бои в районе Алеппо прекратить не удастся, то есть риск, что это приведет к масштабному возобновлению войны. В Алеппо наблюдается взаимопроникновение различных сил. Когда вы бомбите определенное место, то вы не можете быть до конца уверенными в том, то именно там находится. Мы обеспокоены этой ситуацией.

Что касается Асада, то согласно Женевскому коммюнике, на переходный период необходимо создать исполнительный орган, имеющий абсолютно все полномочия. То есть эти полномочия должны быть переданы правительственной структуре, которая имеет всю исполнительную власть.

Давайте представим абсурдную ситуацию: если Асад захочет передать все свои полномочия этому временному управляющему органу, то, может быть, он может и остаться. Я не знаю. Оппозиция ведет переговоры и она говорит, что достигнута договоренность о том, что он должен сложить свои полномочия. С этим надо считаться. Еще раз хочу подчеркнуть, я не принимаю участия в Женевских переговорах. Во всяком случае, в конце переходного периода он точно должен покинуть свой пост.

- Господин посол, можно задать вопрос - как складывается взаимодействие Парижа и Москвы в сфере антитеррора и обмена информацией в контексте недавних жестких атак, которые были в Париже, затем в Брюсселе? Наблюдается ли интенсификация этих контактов и обмена информации, намерены ли вы усиливать сотрудничество с Россией в этом направлении?

- Давать детали мне немножко трудно, когда речь идет о работе некоторых служб. Я думаю, это понятно всем. Ясно то, что у нас общий враг - терроризм. И Франция, и Россия пострадали от многих террористических атак на своей территории. Но не надо забывать, что главная жертва джихадистов - это сами мусульмане. И те, кто путают вот ислам и джихадизм - ошибаются.

Я подчеркну, что Франция и Россия никогда не отказывались от сотрудничества на всех уровнях. Мы проделали много совместной работы по передвижениям террористов, потому что мы знаем, что некоторые джихадисты, они могут быть русскими или русскоговорящими, французами или франкоговорящими, но все они пользуются одними и теми же сетями и маршрутами. Так что мы очень много вместе сотрудничаем.

Недавно в течение одной недели в Москву дважды приезжали французские специалисты по борьбе с терроризмом. И российские специалисты тоже приедут к нам. Это происходит с тем, чтобы вести совместную работу по конкретным вопросам на местах, по группировкам и боевикам.

- Из приведения конкретных фактов. Были ли случаю, когда подобный обмен информацией помог найти, обезвредить какие-то террористические группы, ячейки или каких-то индивидуальных террористов?

- Нет сомнения, что это сотрудничество все более и более эффективное. А чтобы это сотрудничество было бы также эффективно в интересе России, мы, французы, очень много делаем, чтобы укрепить эффективность координации и сотрудничества между европейцами, и в частности, в рамках Шенгенского пространства.

- Некоторое время назад в Нагорном Карабахе возобновились серьезные боевые действия, приведшие к большим потерям с обеих сторон. С вашей точки зрения, что необходимо для интенсификации урегулирования, насколько координируются в этом плане действия между Москвой и Парижем? Нет ли у вас впечатления, что каким-то образом на эту эскалацию мог повлиять турецкий фактор?

- Есть механизм в рамках ОБСЕ, который называется минская группа. Франция, Россия и США являются сопредседателями этой минской группы. Мы считаем, что она должна продолжать эту работу, сближать позиции. Мы признательны России, что довольно быстро мы добились прекращения огня. Мы с Россией убеждены, что не надо вновь открывать новых дискуссий по уже достигнутым соглашениям по прекращению огня , подписанных в 90-х годах, и по соглашениям 2010-2011 годов. Это ставит под вопрос имеющиеся принципы урегулирования этой проблемы. Мы согласны с позицией России по этой проблематике. Мы тоже считаем, что эту проблему можно решить только через переговоры. Есть соглашения, надо их реализовывать. Между Россией и Францией здесь нет никаких разногласий. Необходимо, чтобы власти всех стран региона воздерживались от раздувания конфликта, не подливали масла в огонь даже на словах. Вопрос не о выборе позиции. С этим все согласны.

- Глава Пентагона Эштон Картер недавно отнес Россию к числу первостепенных угроз, стоящих перед США. Учитывая тот факт, что Франция-союзник США, в Париже разделяют такие оценки угроз, исходящих из России?

- Франция - член НАТО. Позиция Франции относительно России, в рамках НАТО совершенно простая. Мы с Германией уже несколько месяцев настаивали на необходимости созыва совета НАТО-Россия. И чтобы этот совет собрался бы до саммита НАТО в Варшаве в июле. Потому что мы считаем, что очень важно выслушать Россию по целому ряду вопросов. Вчера (в среду 20 апреля - ИФ) была встреча Совета НАТО-Россия на уровне послов, и Франция очень ей удовлетворена. Мы открыто говорили об Украине, Сирии, Афганистане и о терроризме. Мы говорили об прозрачности военных действий очень откровенно, мы говорили о ядерном оружии, обсуждали все темы. Это очень хорошо. И мы считаем, что было бы очень полезно провести снова такую встречу до саммита НАТО в Варшаве в июле. У нас нет никакого желания утаить что-либо от России. Мы считаем, что взаимная открытость - это самое важное. Надо избежать ситуации, когда у партнера возникает чувство угрозы. Как с одной, так и с другой стороны.

- При этом НАТО беспрецедентно укрепляется на восточном фланге. Действительно ли настолько сильна угроза от России?

- В Европе произошли очень серьезные события. И это породило определенное недоверие и беспокойство. НАТО ответило на просьбу своих членов и сделала это совершенно открыто, транспарентно, без агрессии. НАТО провела военные учения. Франция участвовала в этих мероприятиях. И я не думаю, что мы можем оспаривать право членов НАТО проводить учения на своей территории. Тогда и Россия тоже должна отказаться от учений. Вот почему Франция и говорит - давайте будем совершенно прозрачными в отношении того, что мы делаем. Когда тысячи солдат участвуют в учениях в одной или в другой стране, конечно, это вызывает недоверие, это я понимаю. И когда подводные лодки как бы теряются в водах, которые довольно близки к границам, в том числе и французским, это тоже создает беспокойство. Когда самолеты летают над судами очень близко - это немножко тоже беспокоит, вы можете понять наше беспокойство. Так что проблема не в том, кто первый начал, это слишком серьезные вещи. Мы говорим - надо проявить спокойствие и прозрачность.

- Недавно заммглавы МИД российского Сергей Рябков в интервью "Интерфаксу" сказал, что Москва видит необходимости и считает неактуальным возврат России к формату "большой восьмерки". При этом глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер до этого заявил, что при определнных условиях возврат России в это формат нужно рассмотреть. Как в Париже смотрят на возможное возобновление участия России в "восьмерке"? И вообще актуален ли этот формат, способен ли он в нынешних условиях решать серьезные задачи?

- Решение о приостановке работы "восьмерки" было принято в рамках санкций, связанных с аннексией Крыма, которую мы считаем незаконной и не будем признавать, и вмешательством России в дела Донбасса. Как только начнется дискуссия о снятии санкций с России, то будет обсуждаться и вопрос возврата к формату "восьмерки". Что касается Франции, то мы считаем Россию фундаментальным экономическим партнером для нас и всей Европы. Вот почему мы продолжаем говорить об экономике, мы очень много обсуждаем эти экономические проблемы с Россией.

- Если вы затронули тему экономического взаимодействия, то кого из представителей Франции можно ожидать на экономическом форуме в Петербурге в июне?

- На данном этапе я знаю, что приедут президенты очень крупных французских компаний. Мы еще окончательно не приняли решение, приедет ли представитель правительства Франции в Петербург, но такая возможность рассматривается.

- Господин посол, вопрос, скажем так, по туристическому взаимодействию наших стран. Учитывая санкции, общую непростую ситуацию в сфере экономики и безопасности, будет ли французская сторона задействовать какие-то механизмы для привлечения российских туристов, которые по многим причинам сейчас снизили активность поездок в Европу. Может ли идти речь, к примеру, о визовых упрощениях? какие-то визовые упрощения?

- Все консульства Шенгенского пространства применяют одинаковые правила. Что касается Франции, процедура и так максимально упрощена, я вам расскажу о статистике выдачи виз за прошлый год, предоставляю конкретные цифры. Из 500 тыс. заявок на получение виз лишь 1% - отказов. Из всего числа заявок, 60% виз - это многократные визы. Теперь мы выдаем визы сроком от года до пяти лет. В среднем на выдачу визы уходит три дня. У нас 18 визовых центров здесь, в России. То есть люди могут в эти центры подавать. Со своей стороны мы много работаем, чтобы еще улучшить условия приема туристов, чтобы улучшить ситуацию в сфере безопасности. И я могу вас заверить, что ни в Париже, ни во Франции нет проблем безопасности, отличных от любой другой страны мира.

Могу вам сказать, что в преддверии Чемпионата Европы по футболу "Евро-2016" мы уже несколько недель работаем с российским министерством внутренних дел и министерством спорта. Мы очень рады, что Россия будет участвовать в финальном турнире "Евро-2016" и можем заверить в том, что собираемся обеспечить российским болельщикам в максимально хорошие условия. Я был на стадионе недавно, три недели назад, когда в Париже проходил товарищеский матч между Францией и Россией. Я был там, и были представители российского правительства, и они видели, что мы обеспечиваем безопасность максимально эффективно.

Безусловно, в связи с ослаблением рубля туризм в Европе сильно подорожал, число российских туристов значительно сократилось. Но судя по данным авиакомпании AirFrance и наших туристических компаний, сейчас спад приостановился и число туристов из России снова растет.

Но мы решили, чтобы все-таки необходимо дать импульс взаимному туризму. Очень многие французы приезжают в Санкт-Петербург, им очень нравится этот город.

Сейчас мы открыли франко-российский перекрестный год культурного туризма. Именно чтоб показать туристам, какие есть культурные достопримечательности и в России, и во Франции.

Кроме того, во Франции есть огромное количество объектов исторического и культурного наследия России. И здесь, в России тоже есть наследие французское. И мы будем убеждать французов приезжать в Россию, чтобы прикоснуться к историческому наследию Франции в России, а россиян приехать посмотреть Францию. Это довольно активное, приятное дело. И сейчас мы готовим несколько программ, чтобы развивать отношения в этой области.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений