Совладелец "36,6": Многие аптеки хотят продаться по большой цене, а мы готовы покупать по справедливой

Иван Саганелидзе рассказал о сделке с Walgreens Boots Alliance и перспективе слияния с аптечной группой А5

Совладелец "36,6": Многие аптеки хотят продаться по большой цене, а мы готовы покупать по справедливой
Совладелец "36,6": Многие аптеки хотят продаться по большой цене, а мы готовы покупать по справедливой
Фото: архив компании

Москва. 27 апреля. INTERFAX.RU - "Аптечная сеть 36,6", из года в год удивляющая рынок своими сделками, не останавливается на достигнутом и только увеличивает обороты. Едва завершив объединение с A.v.e Group, компания объявила о слиянии с аптечной группой А5. А спустя еще некоторое время "36,6" сообщила о покупке российского дистрибутора лекарств Alliance Healthcare.

У "36,6" амбициозные планы: стать лидирующей аптечной сетью и войти в тройку ведущих фармдистрибуторов России. Как компания планирует достичь поставленных целей и какие задачи необходимо решать уже сейчас, в интервью корреспонденту "Интерфакса" Елене Исаевой рассказал совладелец и председатель совета директоров "Аптечной сети 36,6" Иван Саганелидзе.

- Вашей последней сделкой стало приобретение у Walgreens Boots Alliance фармдистрибутора Alliance Healthcare, за которого "36,6" заплатила 15% своих акций. Это была безденежная сделка?

- Да, в рамках этой сделки мы получили 100% Alliance Healthcare Russia. Взамен Walgreens Boots Alliance получил 15% в "36,6".

- Есть ли у Walgreens Boots Alliance опцион на дальнейшее увеличение доли в "36,6"?

- Как вы понимаете, мы не можем давать комментарии относительно того, что произойдет в будущем, и какие решения будет принимать Walgreens Boots Alliance, но взаимный интерес у нас присутствует.

- Как вы оцениваете новый актив?

- Если бы актив не был хорош и перспективен для "36,6", то мы просто не стали бы делать эту сделку. Мы видим большой потенциал развития как для розницы, так и для оптового бизнеса нашей группы.

- Как вы планируете развивать новый актив? Будет ли компания закрывать филиалы и представительства Alliance Healthcare, как это было в случае с активами финской Oriola-KD?

- Как и в любой сделке, важно получить синергию от приобретения и интегрировать новый бизнес в структуру группы. Мы не планируем закрытие филиалов. В зависимости от способности их развивать, конечно, предпочтение будем отдавать прибыльным подразделениям. Я бы хотел также добавить, что мы будем использовать филиалы для развития собственной розницы.

- Что планируется делать со складскими комплексами Alliance Healthcare?

- Мы изучаем этот вопрос и смотрим, какие выгоды могут быть получены от объединения с уже работающим складским комплексом нашего дистрибуторского подразделения "Гуд Дистрибьюшн Партнерс".

- Какие планы у "36,6" в целом по развитию дистрибуторского бизнеса группы? Компания отмечала, что планирует в течение трех лет войти в тройку ведущих российских дистрибуторов. Что планируется делать для достижения поставленной цели?

- В результате покупки Alliance Healthcare наш портфель прямых контрактов с производителями значительно увеличился: к 300 контрактам "Гуд Дистрибьюшн Партнерс" добавилось более 400 контрактов Alliance Healthcare. Какие-то контракты есть только у "Гуд Дистрибьюшн Партнерс", какие-то - у Alliance Healthcare. Где-то выгоднее условия, где-то больше лимиты. Сейчас происходит консолидация условий и лимитов.

Эта база и лимиты с производителями позволяют нам не только обеспечивать собственную розницу, но и осуществлять оптовые отгрузки другим аптечным сетям. Мы планируем наращивать количество покупателей, а также активно развивать госпитальный сегмент. Существующая филиальная сеть и система логистики позволяет все это сделать.

- Начала ли уже компания снабжать товаром сторонние аптечные сети?

- Да, мы открыли оптовые отгрузки.

- Продолжает ли "Аптечная сеть 36,6" работать с другими дистрибуторами или компания уже полностью отказалась от услуг сторонних компаний?

- Сейчас у сети нет такой потребности в услугах сторонних дистрибуторов, как скажем, это было год назад. Сейчас мы осуществляем лишь точечные закупки того, что не обеспечено контрактами с производителями. Конечно же, полностью отказаться от дистрибуторов в рознице невозможно, потому что есть некий набор товаров, которые требуются в небольшом количестве, поэтому их просто не выгодно покупать напрямую. Но доля таких закупок совсем невелика.

- Компания сообщала, что она планирует развивать дистрибуторский бизнес по всей России. Как будет выстраиваться логистика? Планируется ли строить дополнительные складские мощности в регионах?

- Для начала мы нарастим объемы отгрузки в рамках существующей филиальной сети с уже налаженной логистикой. Будем ли мы строить дополнительные складские мощности, будет зависеть от объемов и параметров окупаемости таких инвестиций в каждом конкретном регионе.

- До покупки Alliance Healthcare компания анонсировала не менее крупную сделку - слияние с аптечной группой А5. Как вы оцениваете А5? Был ли уже проведен due diligence аптечной сети?

- Когда мы шли на сделку, нам особо не нужен был due diligence. Если брать во внимание, что мы с Владимиром Кинцурашвили (гендиректор и совладелец "Аптечной сети 36,6" - ИФ) эту компанию основали, конкурировали с ней впоследствии, после нашего ухода, понятно, что мы достаточно хорошо ее знаем. Что касается юридического аспекта, оценка А5 будет утверждена позднее советом директоров "36,6".

- Какую долю в объединенной компании рассчитываете получить вы, основные акционеры "Аптечной сети 36,6"? Планируете ли вы покупать акции "36,6" в рамках допэмиссии?

- Так как сейчас денежная оценка А5 и цена размещаемых акций неизвестны, сложно делать какие-то прогнозы. К тому же акции размещаются по открытой подписке, то есть участие в ней может принять кто угодно. Будем ли мы приобретать акции, сейчас пока сказать не могу, у нас еще есть время для принятия того или иного решения.

- Какую долю в объединенной компании могут получить мажоритарии А5 - Роман Авдеев и Baring Vostok? Какая доля в "36,6" по итогам допэмиссии останется у Walgreens Boots Alliance?

- Как я уже говорил, так как ценовые параметры и количество участников и размеры их взносов еще неизвестны, то и распределение долей по итогам эмиссии неизвестно. Что касается планов остальных акционеров "36,6", то эти вопросы корректнее адресовать им.

- Какую долю на рынке в результате объединения с А5 рассчитывает занять "36,6"?

- Я думаю, за основу можно взять данные аналитических агентств. Например, DSM оценивает нашу с А5 долю как минимум в 5,5%. На конец 2015 года каждой из аптечных сетей принадлежало около 1000аптек.

- Компания будет присутствовать только в Московском регионе или рассматриваются и другие?

- Сейчас "36,6" работает только в Московском регионе. А5 имеет сеть как в Москве, так и в других регионах. После объединения эти регионы станут нашими приоритетными рынками.

Кроме того, мы видим точки роста в регионах, где мы присутствуем как дистрибутор. Учитывая, что мы выстраиваем бизнес как прямую цепочку производитель - розница - потребитель, мы, прежде всего, будем идти туда, где мы сможем обеспечить потребителя выгодным предложением, используя наши прямые каналы поставок.

- Какие бренды будет развивать объединенная компания?

- У "36,6" три основных бренда: Ave Luxury, "36,6" и "Аптеки "Горздрав". Каждый бренд представляет определенный сегмент, что позволяет потребителю всегда найти устраивающее его предложения в рамках нашей сети. Мы считаем это нашим конкурентным преимуществом.

Что касается брендов А5, то после объединения мы планируем ребрендировать аптеки в наши бренды. Выбирать целевой бренд мы будем в зависимости от параметров той или иной точки.

- Рассматривает ли "36,6" в настоящее время еще какие-либо сделки M&A? Ведутся ли соответствующие переговоры?

- Мы всегда в рамках нашей общей стратегии прорабатываем различные варианты. Когда мы видим, что тот или иной вариант генерирует дополнительную стоимость для компании, то мы это делаем.

Переговоры ведутся перманентно. Создается впечатление, что сейчас большое количество розничных компаний хотят продаться по большой цене, а мы готовы покупать по справедливой.

- После создания дистрибуторского подразделения не интересно ли компании развитие собственного производственного дивизиона?

- В рамках развития вертикально интегрированной структуры в наших стратегических моделях есть и такие сценарии развития, но о какой-то конкретике пока говорить рано.

- Расскажите о развитии собственной торговой марки (СТМ). Какова ее доля в общей выручке компании?

- Мы сохранили часть продуктовой линейки, которая была в "36,6" до объединения с A.v.e, и дополнили ее новыми, перспективными, с нашей точки зрения, продуктами. Сейчас доля СТМ в выручке составляет порядка 10% и продолжает расти хорошими темпами.

- У компании довольно амбициозные планы. Когда их реализация будет приносить доход акционерам?

- Когда компания будет иметь соответствующую возможность и потребности в реинвестировании будут удовлетворены, то компания начнет возвращать стоимость в виде дивидендов акционерам.

- Рассматривает ли компания возможность делистинга с Московской биржи?

- Сейчас такой вариант не рассматривается. Оставаясь публичной, компания имеет более широкие возможности для развития.

36 6

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений