Приставы хотят ваш телефон
Судебные приставы хотят знать номера телефонов должников, ссылаясь на закон "Об исполнительном производстве". Однако компании связи против, вспоминая законы "О персональных данных" и "О связи". ФССП обратилась за разъяснениями в Минкомсвязи, утверждая, что информация нужна для сообщения неплательщику сведений о долге
Москва. 8 сентября. IFX.RU - Как только не борются судебные приставы с должниками. Их и штрафами облагают, и за границу уже не пускают - все не впрок. В последнее время сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП) решили воспользоваться современными технологиями и "достать" злостных неплательщиков с помощью мобильного телефона.
История началась около полугода назад, когда сотовые операторы стали жаловаться на то, что в регионах приставы требуют с них рассказать от том, сколько денег на счету у того или иного абонента. Мало того, служители Фемиды хотели, чтобы эти счета были заблокированы, а деньги, которые абоненты кладут на счет, были перечислены на счет службы судебных приставов. И так до тех пор, пока долг неплательщика не будет погашен. Летом Ассоциация региональных операторов связи (АРОС) заявляла, что против таких действий.
Однако теперь история получила продолжение. На сей раз приставы требуют информацию о номере телефона неплательщика. Операторы сотовой и стационарной связи отказали судебным приставам и в предоставлении сведений о номерах телефонов абонентов, ссылаясь на федеральные законы "О персональных данных" и "О связи".
В связи с этим ФССП России обратилась к Минкомсвязи с просьбой определить свою позицию по проблеме, связанной с отказом некоторых сотовых операторов предоставлять сведения об абонентах-должниках.
"Судебные приставы вправе запрашивать необходимую информацию, объяснения, справки у госорганов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, в том числе, имеют право получать информацию об абонентах, являющихся должниками по исполнительным производствам, у операторов сотовой связи", - заявила "Интерфаксу" во вторник начальник пресс-службы ФССП Наталья Селиванова.
Она отметила при этом, что приставы действуют в рамках закона "Об исполнительном производстве". "В частности, законом предусмотрено обращение взыскания на имущественные права должника", - напомнила Н.Селиванова.
"К сожалению, - сказала собеседница агентства, - наше законодательство несовершенно, в нем имеются нестыковки нормативных актов и законов. Для того, чтобы судебное решение было исполнено в срок и в полном объеме, ФССП необходима единая правовая позиция министерства связи и массовых коммуникаций по вопросу предоставления данных об абонентах, являющихся должниками по исполнительным производствам". Именно поэтому, по словам Н.Селивановой, письмо и было направлено в Минкомсвязи.
"Министерство связи и массовых коммуникаций РФ является органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. На сегодняшний день единого мнения министерством не высказано", - отметила представитель ФССП.
Как пишет "Коммерсант", ФССП заявляет, что номера телефонов нужны лишь для того, чтобы извещать должников о наличии задолженности. Еще в декабре прошлого года ФССП заявляла о том, что собирается обзванивать неплательщиков вечернее время с 17 до 22 часов, а также в выходные и праздники до первого успешного соединения. Приставы хотели заключить договор с региональными связистами. Но, как видим, особым успехом это начинание не увенчалось.
Однако получив номер телефона абонента и не дозвонившись до него, приставы могут не остановиться на достигнутом. Следующим шагом может стать списание денег абонентов в счет погашения долгов, например по алиментам или штрафам за нарушение правил дорожного движения.
Пресс-секретарь "ВымпелКома" Ксения Корнеева заявила о том, что "Билайн" не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных приставов, поскольку это не соответствует требованиям российского законодательства.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая говорит, что оператор предоставляет судебным приставам информацию о номерах телефонов абонентов-должников, если это необходимо для исполнения решения суда. По ее словам, оператор уже внес через рабочую группу при Минкомсвязи предложения доработать отраслевое законодательство, что позволит считать лицевой счет абонента не банковским, а аналитическим (отражает стоимостный объем услуг, которые оператор должен предоставить абоненту). "Соответственно средства с такого счета в счет оплаты третьих лиц не могут быть списаны", - поясняет И.Осадчая. В "МегаФоне" ситуацию не комментируют.
Позже свою точку зрения на эту проблему высказало Министерство связи и массовых коммуникаций. Оно не считает необходимым вносить в законодательство изменения, предоставляющие ФССП доступ к сведениям об абонентах операторов связи. "Пока, с нашей точки зрения, предпосылок для этого нет", - заявил глава Минкосвязи Игорь Щеголев журналистам во вторник в Москве.
По его словам, "это вопрос, который требует очень серьезного анализа, поскольку речь идет о предоставлении персональных данных тем структурам, которые не обязательно должны иметь к ним доступ". "Задача наших юристов вместе с юристами службы судебных приставов посмотреть, какие есть основания для самой постановки такого вопроса. Предварительный анализ показал, что сделать это будет непросто", - заявил И.Щеголев. "Если вдруг на каком-то уровне через законотворчество будет предпринята такая попытка, то это потребует очень серьезной работы юристов", - отметил он.
/IFX.RU/