Россиянам могут разрешить банкротиться без суда через приставов и МФЦ
Москва. 15 мая. INTERFAX.RU - Внесудебным банкротством граждан будут заниматься приставы и многофункциональные центры (МФЦ).
Эта процедура станет доступной должникам с непогашенными обязательствами от 50 тыс. до 500 тыс. рублей, у которых ранее приставы не нашли имущества и закрыли исполнительное производство по этой причине, следует из доработанного законопроекта, с которым ознакомился "Интерфакс".
Такая конструкция документа отражает позицию Банка России, которую он сформулировал в ходе доработки законопроекта о внесудебном банкротстве граждан ко второму чтению. Его внес в Госдуму в сентябре 2019 года единоросс Николай Николаев, в феврале 2020 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.
А в конце марта 2020 года президент РФ Владимир Путин в срок до 17 апреля рекомендовал Госдуме совместно с правительством упростить процедуру банкротства граждан. Для этого им рекомендовалось "обеспечить принятие" законопроекта о внесудебном порядке признания гражданина банкротом.
Однако принять документ в апреле парламентарии не смогли из-за споров о том, кто будет вправе воспользоваться внесудебной процедурой. Но теперь требования к гражданам, которые желают воспользоваться внесудебным банкротством, радикально сокращены: оставлено одно условие - наличие оконченного исполнительного производства из-за отсутствия у должника какого-либо имущества. Размер и состав требований к должнику в рамках такого производства не будет иметь значения.
В предыдущей редакции документа от кандидата в банкроты требовался официальный статус безработного, доход на каждого члена семьи менее регионального прожиточного минимума более трех месяцев. Также было условие о том, что в течение полугода до обращения с заявлением у человека возникло не более четверти долга, а если долг вытекает из кредита или займа, то соответствующий договор должен действовать не менее года и заемщик должен был внести не менее девяти платежей (или не меньше трех, если брал "кредитные каникулы").
Это механизм слишком простого списания долга, считает руководитель правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуард Олевинский. Он напоминает, что осознание того, что такой вариант списания вредит стране в целом, в США привело к тому, что был принят The Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005 (BAPCPA). Это акт ввел не только тест, аналог которого предложен ЦБ РФ, но, что не менее важно, ввел систему проверки потенциального должника кредитными агентствами заблаговременно до обращения за освобождением от долгов. Кроме того, условием освобождения гражданина от долгов стало прохождение должником курсов финансовой грамотности.
"Если для списания долга будет достаточно акта о невозможности взыскания, то мы со всем свойственным нам суверенитетом предпочтем учиться на своих ошибках", - иронизирует Олевинский.
Еще одно радикальное изменение в законопроекте
Еще одно радикальное изменение - заниматься внесудебным банкротством граждан будут приставы и многофункциональные центры (МФЦ). Для граждан их услуги будут бесплатными. До этого планировалось, что эти услуги гражданам будут оказывать арбитражные управляющие, нотариусы и МФЦ.
Проект отводит приставам семь рабочих дней на внесение данных о внесудебном банкротстве гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве ("Федресурс"), если подтвердится факт наличия закрытого исполнительного производства.
Процедура внесудебного банкротства будет длиться 6 месяцев. На это время приостанавливается взыскание с гражданина долгов, за исключением тех, которые он не указал в заявлении приставу или МФЦ. Также мораторий на взыскание не действует в отношении требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и ряду других. Пока длится процедура, гражданин не вправе получать займы, кредиты, выступать поручителем и т.п.
В течение срока процедуры кредитор, которого должник не укажет в своем заявлении о банкротстве, может добиться перевода ее в традиционный судебный формат. Заканчивается процедура автоматическим признанием гражданина банкротом, долги его признаются безнадежной задолженностью.
Арбитражные управляющие могут вздохнуть с облегчением: их не планируется привлекать к проведению процедуры, как предполагал изначальный документ. Управляющие его критиковали за предлагаемый механизм оплаты их работы: за нее им предлагалось платить по 3 тыс. рублей из специально сформированного Фонда поддержки внесудебного банкротства граждан. Пополнять его предполагалось за счет взносов саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих - по 15 тыс. рублей ежемесячно с каждой.
"Считаю, что обеспечить финансирование судебных процедур для малоимущих граждан - это задача государства. Приветствую, что возобладал здравый смысл и найдено другое решение", - сказала "Интерфаксу" председатель Совета Национального союза профессионалов антикризисного управления Наталья Коцюба. По ее словам, арбитражным управляющим было непонятно, почему такая принудительная "благотворительная" деятельность предлагалась именно им.
"Вопрос финансирования системы [личных банкротств] решен в США за счет взаимосвязи с системой кредитования, а не за счет самих банкротов или арбитражных управляющих. В нашем случае этот вопрос стал, судя по всему, неразрешимым", - говорит Олевинский.