Бизнес попросил разрешить для несырьевого экспорта дисконт к внутренним ценам
Москва. 20 июля. INTERFAX.RU – Бизнес просит правительство разрешить для несырьевого экспорта дисконт к внутренним ценам, при этом Федеральная антимонопольная служба выступает против. Об этом "Интерфаксу" рассказал источник, знакомый с ходом дискуссии.
В середине июля первый вице-премьер Игорь Шувалов дал поручение ФАС совместно с "Агентством стратегических инициатив" проанализировать влияние разработанных ведомством принципов на несырьевой экспорт. При этом была поставлена задача максимально стимулировать продажу за рубеж подобного рода товаров. Однако подготовленные ФАС "принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия закону о защите конкуренции", по мнению бизнеса, решению этого вопроса не способствуют.
Антимонопольное ведомство разработало критерии, на основании которых предполагается определять допустимость установления более высоких цен на один и тот же товар для российских потребителей по сравнению с иностранными при прочих равных условиях. Принципы и критерии ФАС касаются как сырьевых товаров, так и полуфабрикатов, металлургической продукции и строительных материалов.
В свою очередь, критерии не применимы на рынках инновационных товаров, рынках услуг, а также на рынках, где наравне со свойствами товара торговая марка определяет предпочтения потребителя.
Однако бизнес, выразивший свое мнение через АСИ и общественную организацию "Деловая Россия", с таким подходом категорически не согласен. Так, члены рабочей группы АСИ подчеркивают, что разъяснения ФАС применимы не только для сырьевых экспортеров, но и для несырьевых, в том числе производителей стройматериалов.
Члены рабочей группы считают это недопустимым, поскольку стройматериалы являются товарами высокого передела с высокой добавленной стоимостью. По мнению бизнеса, применение предлагаемых ФАС подходов на этом рынке можно расценивать как административный барьер и угрозу применения санкций к экспортерам несырьевых товаров.
Кроме того, эксперты отвергают и предложение ориентироваться при ценообразовании на зарубежные ценовые индикаторы, поскольку оно не учитывает специфику производства и реализации продукции. Стройматериалы не являются биржевыми товарами, и здесь не существует международных индикаторов цен, отмечают в АСИ. Товары иностранного производства могут существенно отличаться от российских аналогов, а инвестклимат, налоговая нагрузка и госрегулирование также не являются сопоставимыми.
Требования об обеспечении равной доходности при продаже продукции на экспорт и на внутреннем рынке РФ может привести к экономической невыгодности экспорта продукции, что выступит сдерживающим фактором развития производства и окажет негативное влияние на себестоимость. Кроме того, в АСИ напоминают, что курс рубля по отношению к доллару и другим валютам сейчас волатилен, в связи с чем внутренняя цена периодически по объективным причинам оказывается выше цены по отдельным экспортным контрактам.
По мнению представителей "Деловой России", разъяснения ФАС разработаны с превышением полномочий ведомства, а также противоречат нормам закона "О защите конкуренции" и судебной практике, непрозрачны и содержат коррупционные риски. ФАС не должна использовать экспортные цены в качестве ориентира для проверки внутренних цен, даже если российская компания занимает доминирующее положение, настаивают в предпринимательском сообществе.
В то же время Минпромторг и Минэкономразвития согласовали представленные антимонопольной службой документы.
Об имеющихся разногласиях ФАС было доложено в правительство РФ.