Райцентры Китая уже страдают от кризиса
Обзор зарубежной прессы: трейдеры устроили распродажу из-за хорошей статистики; бизнес верит в канцлера Ангелу Меркель; ценовые войны разоряют европейских автопроизводителей; продажи в крупных торговых сетях США растут слишком медленно
Замедление роста кредитования сказывается на росте Китая
Пока китайская экономика переживала бум, китайские города росли очень быстро. Одним из лидеров был Шенму, небольшой город с населением 500 тысяч человек на северо-западе Китая, пишет The New York Times.
Дневные продажи люксовых магазинов в городе составляли до кризиса не меньше $500 тысяч. Столики в хороших ресторанах нужно было заказывать за несколько недель. Fortune Garden Club, клуб, любимый местной бизнес-элитой, наделал много шума, купив за миллион долларов кровать из красного дерева для своих членов и их гостей.
Однако сейчас Шенму и похожие на него города страдают от серьезного кредитного кризиса. Тысячи компаний закрылись, населению пришлось возвращать обратно свои BMW и Audi, а на улицах уже начались протесты. Китайцы покинули бутики с модной одеждой, ежемесячная выручка в ресторанах сократилась на 97%, практически все магазины по продаже автомобилей в городе закрылись, в живых пока остался лишь один дилер.
Показателен и скандал с владельцем местного ювелирного магазина: его кредиторы обнаружили, что он уже собирает золото и драгоценности на несколько миллионов долларов, чтобы сбежать. Сейчас он арестован полицией. Богатые люди, владельцы ресторанов и других видов бизнеса покидают город.
"Это экономический кризис такой же, как в США, точно такой, - уверен Ван Тин, владелец незаконного казино в Фугу, недалеко от Шенму. - Денег нет, все остаются дома без работы, нет способа восстановить экономику".
Шенму и похожие на него города - это яркий пример проблем, с которыми сталкивается экономика Китая. Рост экономики серьезно замедлился. Это сопровождается ростом количества дефолтов по кредитам, особенно выданным вне традиционной банковской системы, многие сектора промышленности, например, добыча угля, страдают от хронического избытка производственных мощностей, а население страдает от сокращения цен на недвижимость, раздутых благодаря кредитованию.
От кредитного пузыря и дефолтов в наибольшой степени пострадали не крупные метрополии вроде Пекина, а маленькие, ранее процветавшие города вроде Шенму.
Хорошая статистика привела к распродаже
В четверг была опубликована благоприятная статистика по экономике США: заявки на получение пособий по безработице упали до 320 тысяч на прошлой неделе - это наименьшее значение с сентября 2007 года. Для многих экономистов такое падение оказалось совершенно неожиданным. Это сигнал о том, что рынок труда США продолжает восстанавливаться, причем темпы восстановления ускорились, пишет Financial Times.
Потребительские цены без учета волатильных цен на продукты питания и энергоресурсы в июле выросли на 0,2%, а в годовом выражении инфляция составили 1,7%. Это означает, что инфляция вплотную приблизилась к цели ФРС в 2%.
Публикация этой статистики в другие времена могла обрадовать инвесторов, но вместо этого на рынках началась распродажа: опасения, что ФРС на заседании в сентябре объявит о сокращении объема покупки активов, превратились в уверенность, по крайней мере большинство игроков рынка оценило данные именно так.
"Падение понижательного давления на базовую инфляцию и падение первичных заявок на пособие по безработице до 6-летнего минимума… мы только укрепились в мнении, что для ФРС пришло время сокращать свою поддержку", - уверен Пол Дейлс из Capital Economics.
Реакция рынка на эти прогнозы была бурной. Доходность по 10-летним казначейским облигациям США впервые с 2011 года оказалась выше 2,75%.
Инвесторы начали распродавать и акции, ведь они полагают, что более высокая стоимость заимствований может снизить доходы компаний и замедлить рост экономики. S&P 500 снизился на 1,4% до минимального значения за последний месяц.
Экономисты уверены, что сокращение объемов QE3 приведет к росту стоимости кредитования. Так ФРС в течение многих лет понижал ставки на рынке, по оценке National Alliance Securities, доходность американских облигаций, даже несмотря на распродажу, пока еще далека от своих реальных значений.
Мировой бизнес верит в Ангелу Меркель
Самые влиятельные бизнесмены в мире полагают, что канцлер Германии Ангела Меркель должна быть переизбрана - это поможет улучшить перспективы экономики еврозоны, пишет Financial Times. 22 сентября в Германии пройдут выборы. Кажется, что все важные решения, например, по конкретным мерам на пути к банковскому союзу, будут отложено до объявления их результатов.
В рамках ежеквартального отчета FT/Economist Global Business Barometer было опрошено 1500 бизнесменов по всему миру. 60% респондентов заявили, что переизбрание Ангелы Меркель заставит их больше доверять перспективам восстановления европейской экономики. Лишь 16% заявили, что переизбрание Меркель подорвет их веру в Европу. Остальные не определились со своей точкой зрения по этому вопросу. В целом мировой бизнес расценивает Меркель как надежного политика.
При этом бизнесмены не очень верят в то, что европейский кризис заканчивается. Во втором квартале ВВП 17 стран еврозоны впервые за длительное время вновь начал расти. Однако в окончание кризиса верят лишь 7% респондентов. 83% уверены, что проблемы в еврозоне до сих пор сохраняются.
Помимо проблем еврозоны бизнесменов волнует замедление Китая: более трети бизнесменов обеспокоены этой проблемой. Однако большинство заявило, что вряд ли это будет существенным образом влиять на их бизнес.
Лишь 7% респондентов заявили, что обеспокоены, как на их бизнес и инвестиции повлияет замедление программы покупки активов ФРС США. 2/5 опрошенных бизнесменов это не особенно волнует.
27% опрошенных бизнесменов ожидают, что в ближайшие шесть месяцев ситуация в мировой экономике улучшится. Правда, 25% ожидают, что перспективы глобальной экономики лишь ухудшатся. Остальные уверены, что ничего не изменится.
В Европе начались ценовые войны между производителями автомобилей
Американский Ford в июле увеличил продажи автомобилей на 8,7%, до 90 тысяч штук в 19 ключевых европейских странах, пишет The Telegraph. Однако в концерне недовольны: покупатели уверены, что отрасль находится в серьезном спаде, а это значит, что производители должны предлагать им крайне выгодные условия покупки автомобилей.
Это своего рода ценовая война в Европе, которая будет громыхать еще какое-то время. Производители вынуждены жертвовать своими прибылями, чтобы поддержать продажи.
Цены в Европе для некоторых производителей уже приближаются к точке безубыточности: цена на автомобили может оказаться ниже расходов на его производство. Но у производителей просто нет другого выбора: нужно предлагать большие скидки. Рынок серьезно сократился: в 2007 году продано 18 миллионов автомобилей, в прошлом году - меньше 14 млн.
В мае скидки в пяти крупнейших европейских рынках выросли на 17%. При этом автомобильный сектор Европы страдает от избыточных производственных мощностей, так как рассчитан на удовлетворение большего спроса.
Американцы плохо потребляют
Крупные торговые сети в США страдают от очень плохих продаж. Восстановление происходит слишком неравномерно: бедняки и средний класс не могут увеличивать потребление, пишет The Washington Post.
Рецессия закончилась три года назад, но располагаемый доход многих американцев до сих пор ограничен: зарплаты не растут, а безработица остается высокой. Средний класс также пострадал от восстановления налога на зарплаты и роста цен на бензин.
На этом фоне WalMart снизил прогноз по прибылям до конца года. Компания уверена, что в ее финансовых неудачах виновато увеличение подоходного налога и слишком низкая продовольственная инфляция. Продажи в ее магазинах сократились на 0,3%. Однако прибыль сети составила во втором квартале $4 млрд, это на 1,3% больше, чем год назад. Торговая сеть Kohl's также отчиталась о том, что ее доходы весной упали на 4%. Macy's снизили прогноз по прибыли на этот год.
Американцы, согласно отчету компании, вполне готовы покупать товары для дома или одежду. Однако они пока опасаются делать крупные покупки, например, электронику или дорогие игрушки. Компании отвечают тем, что не хотят инвестировать в своих сотрудников: они им мало платят и нанимают не так много персонала. Это один из основных факторов, которые сдерживает восстановление экономики США. Потребительские расходы составляют 70% экономики США. Чтобы ускорить рост, необходимо, чтобы домохозяйства, особенно бедные, получали больше доходов.