Министры G20 обошлись без резких заявлений
Финансовая "двадцатка" планирует выработать "мягкие" ориентиры снижения госдолга и добиваться пересмотра квот МВФ
Москва. 20 апреля. INTERFAX.RU - Министры финансов и главы центробанков G20 на встрече в Вашингтоне обсудили несколько "чувствительных" для многих стран тем, но обошлись без резких заявлений.
Итоговый документ, как и ожидала председательствующая в "двадцатке" Россия, получился менее объемным, чем в феврале - всего 16 пунктов против 26 по итогам встречи в Москве. Некоторые договоренности остались за рамками коммюнике.
Ориентиры по долгу должны быть мягче
На апрельской встрече министры продолжили обсуждение вопроса снижения уровней государственного долга и дефицитов бюджетов стран "двадцатки". В феврале они признали, что следовать ключевым прогнозным показателям по уровням дефицитов бюджетов и госдолга, которые они взяли на себя ранее в качестве обязательств, довольно сложно. Многие страны из-за кризиса превысили планки по этим показателям - и быстро вернуться к намеченным ориентирам не удалось.
Спустя два месяца министры пришли к согласию, что ориентиры по сокращению долгов и дефицитов не должны быть жесткими, чтобы у стран был простор для маневра в случае ухудшения ситуации в экономике.
При этом, как заметил министр финансов РФ Антон Силуанов, вопрос выработки ориентиров стал основным и самым дискутируемым на встрече. "Мы в ходе обсуждения долго говорили о том, какие параметры, показатели и как должны определить на среднесрочную перспективу", - отметил он.
В итоге участники сошлись во мнении, что нет необходимости в установлении жестких показателей, что они должны быть мягкими" - "некие стратегические задачи и цели, которые могут поменяться в зависимости от ситуации в экономике", пояснил А.Силуанов.
Данные договоренности остались пока только на словах - в коммюнике они отражены фактически не были. В документе этой теме посвящен лишь один абзац. Так, министры и главы ЦБ G20 отмечают, что поддержание устойчивости государственных финансов в странах с развитой экономикой по-прежнему является крайне необходимым. "Страны с развитой экономикой разработают среднесрочные бюджетные стратегии ко времени проведения саммита в Санкт-Петербурге в соответствии с обязательствами, принятыми нашими лидерами в Лос-Кабос. Мы представим и рассмотрим наши стратегии на нашей следующей встрече", - говорится в документе.
Лидеры G20 в Лос-Кабос приняли решение определить оптимальные параметры соотношения госдолга и дефицита бюджета к ВВП на среднесрочную перспективу и следовать им.
Такие ориентиры важны, по словам А.Силуанова, не только самим странам в качестве направления, к чему двигаться, но и инвесторам, а также странам, вкладывающим свои золотовалютные резервы в суверенные активы. При этом он подчеркнул, что это очень важно для России. "У нас огромные золотовалютные резервы и нам небезразлично, какая будет валютная политика, денежная и долговая политика для стран, чьи активы мы покупаем", - подчеркнул он.
"В целом мы сошлись на том, что в этом вопросе нужна гибкость, понимание и стратегия деятельности государства в области долговой и бюджетной политики. Такие предложения мы на следующей встрече договорились обсудить", - сказал министр, отметив, что окончательное решение планируется подготовить к следующему саммиту G20 5-6 сентября в Вашингтоне.
ДПК смягчать можно, но следить за инфляцией
Смягчение Японией своей денежно-кредитной политики вновь стало предметом обсуждения "двадцатки", хотя, как заметил министр финансов РФ, выяснилось, что размеры "смягчения" у нее не такие серьезные, как в США и некоторых странах Европы. Обсуждение этой темы было более спокойным, чем на февральской встрече в Москве, и в целом вопросу изменения валютных курсов было на этой встрече уделено значительно меньше времени, чем в феврале.
В коммюнике министры и главы ЦБ констатировали, что "принятые в Японии в последнее время меры политики призваны остановить дефляцию и поддерживать внутренний спрос".
"Мы согласились с тем, что несмотря на достигнутый прогресс, требуются дальнейшие действия, чтобы сделать рост уверенным, устойчивым и сбалансированным. После нашей последней встречи некоторые страны предприняли шаги по стимулированию роста", - говорится в документе, в частности, такие шаги предприняла Япония, Южная Корея.
"Мировая экономика избежала некоторых рисков больших отклонений, а ситуация на финансовых рынках продолжает улучшаться. Однако рост мировой экономики остается слишком низким, а во многих странах безработица остается слишком высокой. Восстановление остается неравномерным и идет разными темпами, причем в странах с формирующимся рынком наблюдается относительно активный рост, США демонстрируют постепенное укрепление частного спроса, тогда как в зоне евро в целом восстановление еще не произошло", - резюмировали министры и главы центробанков G20.
Перспективы роста, отмечают они, ограничиваются неопределенностью относительно экономической политики, сокращением доли заемных средств в частном секторе, нарушением функции кредитного посредничества и все еще неполным перебалансированием мирового спроса. Во многих странах имеются значительные среднесрочные проблемы, в том числе, связанные с устойчивостью государственных финансов и финансовой стабильностью.
По словам А.Силуанова, были отмечены позитивные моменты в развитии экономики США, было отмечено, что происходит стабилизация на рынке жилья, снижение задолженности домохозяйств, снижение бюджетных расходов. "С другой стороны, по-прежнему, сохраняется количественное смягчение денежно-кредитной политики США, и мы высказали опасение относительно возможности надувания пузырей. Таких как это было раньше. Речь идет не только об экономике США, но и о тех странах, где осуществляется смягчение", - отметил он.
Хотя финансовая "двадцатка" признала целесообразность действий правительства Японии, в то же время министры отметили необходимость учитывать и нежелательные побочные эффекты, возникающие в результате такого смягчения.
Министры обращают внимание, что денежно-кредитная политика должна быть направлена на обеспечение стабильности внутренних цен и дальнейшую поддержку восстановления экономики. Они также подчеркивают, что будут "учитывать возможные нежелательные побочные эффекты, возникающие в результате длительных периодов смягчения денежно-кредитной политики".
По словам А.Силуанова, участники встречи высказались за необходимость мониторинга ситуации, чтобы "такого рода денежные смягчения в конечном счете не приводили к инфляции, к дальнейшему росту процентных ставок". В частности, это касается и Японии. Рост процентных ставок будет "болезненным для государственного долга Японии, который составляет более 200% ВВП, и для обслуживания этого госдолга", пояснил министр.
В связи с этим задача японских властей, по мнению финансовой G20, заключается в том, чтобы не допустить, чтобы смягчение привело к росту инфляции и процентных ставок.
В коммюнике Японии также рекомендуется определить "внушающий доверие бюджетный план на среднесрочную перспективу".
США было рекомендовано "дальнейшее продвижение к сбалансированному среднесрочному плану бюджетной консолидации", а ведущим странам с профицитом бюджета - "рассмотреть вопрос о принятии дальнейших мер по стимулированию внутренних источников роста".
Устойчивые банки Кипра без ограничений
Ситуация в банковском секторе Кипра попала в поле внимания финансовой "двадцатки", хотя и не была отражена в коммюнике.
В итоговом документе появились общие рекомендации еврозоне. Так министры финансов и главы центробанков G20 отметили, что "в зоне евро необходимо усовершенствовать основы экономического и валютного союза, в том числе, путем безотлагательного перехода к банковскому союзу, дальнейшего снижения финансовой фрагментами и дополнительного укрепления банковских балансов".
"Большие вопросы у нас были в ходе обсуждения ситуации в Еврозоне. Там медленно идут реформы, сохраняется кредитная фрагментация, не создан банковский союз, европейский стабилизационный механизм еще не заработал, особая, конечно, ситуация на Кипре, поскольку то, как там решаются проблемы, не принесло доверия к проводимой экономической политике страны", - сообщил А.Силуанов.
По его словам, все участники встречи высказались за необходимость скорейшей нормализации ситуации на Кипре.
"Мы высказались за то, чтобы как можно скорее на Кипре были сняты ограничения на расчеты по инвестированию, расчеты по средствам вкладчиков банков, которые не испытывают проблем с ликвидностью, не требуют финансового оздоровления", - отметил А.Силуанов.
Он напомнил, что на Кипре работает и российский банк - дочка банка ВТБ (Русский коммерческий банк). "В нем обслуживается клиенты, банк не испытывает никаких проблем", - подчеркнул А.Силуанов.
"Мы считаем, что чем быстрее мы решим эту задачу, снимем все ограничения, тем быстрее сможет заработать как банковская система, так и экономика Кипра. Чем дольше будем такие ограничения сохранять, тем меньше будет доверия в банковской системе Кипра, тем дольше будет осуществляться восстановление экономики государства", - сказал А.Силуанов.
Говоря о средствах РФ, оказавшихся "заморозенными" в банках на Кипре, А.Силуанов отметил, что там нет государственных денег. "Есть замороженные состав частных инвесторов и граждан. Мы считаем, могут быть потери у граждан, которые имели счета в двух банках - Bank of Cyprus и Laiki Bank. В других банках мы ждем, что в ближайшее время будут сняты ограничения и потери наших предприятий, организаций быть не должно", - отметил он.
В коммюнике нашло отражение предложение России создать механизм автоматического предупреждения долговых кризисов, подобных кипрскому. Ранее российский министр заявлял, что мнению РФ, "более правильно, особенно в странах, таких, как страны ЕС и еврозоны, лучше осуществлять координацию мер по предупреждению ситуаций, подобных Кипру".
Он пояснял, что, в частности, в итоговом документе встречи министров финансов и глав центробанков G20 могло бы быть отражено положение о необходимости "осуществлять предупредительные меры и создать механизм мониторинга развития ситуации в странах для предупреждения их негативного развития".
В коммюнике участники встречи призвали "подготовить технико-экономическое обоснование по вопросу о том, каким образом может осуществляться агрегирование информации торговых репозитариев и обмен ею между официальными органами стран, с тем, чтобы обеспечить возможность комплексного мониторинга рисков для финансовой стабильности".
Квоты. Надежда на осень
Финансовая "двадцатка" сохраняет свое намерение достичь соглашения по формуле исчисления квот Международного валютного фонда (МВФ) и завершению пятнадцатого их пересмотра до января 2014 года, как это было решено на саммите в Сеуле и подтверждено в Каннах и Лос-Кабосе. Сделать это без ратификации всеми странами-членами МВФ четырнадцатого пересмотра будет невозможно.
В коммюнике министры и главы центробанков подчеркнули, что "завершение реформы управления МВФ является необходимым условием повышения доверия к организации, ее легитимности и действенности". В связи с этим "необходимо в срочном порядке ратифицировать реформу квот и управления МВФ 2010 года", отмечается в документе.
Не ратифицировали пока четырнадцатый пересмотр квот США. Однако уже высказываются робкие надежды, что осенью конгресс все-таки примет необходимое решение.
"Мы ожидаем, что в ближайшее время конгресс сможет рассмотреть и ратифицировать сеульские договоренности. Такие предложения внесены вместе с проектом бюджета. Мы надеемся, что осенью решение этого вопроса может быть найдено", - отметил российский министр финансов.
В свою очередь глава МВФ Кристин Лагард также заметила, что тот факт, что документ о ратификации был внесен Минфином США в конгресс совместно с проектом бюджета страны дает основания для надежды на его скорейшее принятие.
На рассмотрение ратификации осенью рассчитывает и Минфин США, о чем глава ведомства Джек Лью сообщил на двусторонней встрече с А.Силуановым.
Вместе с тем страны БРИКС, чьи интересы затрагиваются реформой, на встрече накануне заседания "двадцатки" выразили обеспокоенность тем, что договоренности 2010 года до сих пор не выполнены.
Доля стран БРИКС после ратификации четырнадцатого пересмотра квот увеличится на 3,46 процентных пункта до 14,18%, доля России на 0,22 оценочных пункта и составит 2,71%. При этом Россия по доле участия в капитале МВФ выйдет на девятое место. Китай займет третье место после США и Японии, Индия - восьмое, а Бразилия - десятое.
"Честно говоря, некоторые из нас уже теряют терпение. Решение этой страны очень важно для нас, потому что без него не возможно работать над следующим, пятнадцатым, пересмотром квот МВФ. Это вопрос репутации, профучастники говорят, что это репутационные риски для G20", - сообщил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, отметив, что похоже, другого пути, как оказывать влияние на США у "двадцатки" нет.
В свою очередь шерпа от России в МВФ Ксения Юдаева пояснила журналистам, что, конечно, "двадцатка" никак не может влиять на решения конгресса. "G20 может постоянно поднимать этот вопрос. Это может быть дополнительным аргументом в диалоге между администрацией и конгрессом, что на них давит международное сообщество", - сказала она.
В коммюнике отмечается, что страны придают большое значение обеспечению дальнейшего прогресса в достижении данной цели (завершение пятнадцатого пересмотра квот - прим. ИФ-АФИ), "в том числе, по основным элементам на сентябрьском саммите в Санкт-Петербурге и позднее на совещаниях G20 на уровне министров и Международного валютного финансового комитета в октябре 2013 года".
По словам А.Силуанова, на встрече говорилось, что пока вопрос пятнадцатого пересмотра страны могли бы начать прорабатывать на экспертном уровне, с тем, чтобы когда четырнадцатый пересмотр будет всеми ратифицирован, сразу начать рассматривать новые предложения.
"Мы договорились осуществлять проработку этого вопроса, одновременно определив сдвиг в участии стран в капитале фонда в сторону развивающихся стран, кроме того, мы видим необходимость дальнейшего увеличения ресурсов МВФ, нужно рассмотреть возможность такого увеличения, а также разработать формулу (нового перераспределения квот - прим. ИФ-АФИ)", - отметил министр. по его словам, возможности для того, чтобы уложиться в ранее определенные временные параметры, есть.
Ранее Россия заявляла, что рассчитывает на достижение договоренности о новых весах членства в фонде в период ее председательствования в G20.
Офшоры
Министры финансов и главы центробанков G20 заявили о необходимости дополнительных мер для решения проблем международного уклонения от уплаты налогов, в особенности, с помощью льготных налоговых юрисдикций, а также юрисдикций, отказывающихся от сотрудничества.
"Мы приветствует доклад Глобального форума об эффективности обмена информацией. Мы одобряем прогресс, достигнутый многими юрисдикциями, но настоятельно призываем все юрисдикции быстро реализовывать представленные рекомендации, в частности , те 14 юрисдикций, где правовые основы не соответствуют стандартам", - говорится в коммюнике.
По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, данная тема не обсуждалась на прошедшей встрече "глубоко", акцента не ней никто не делал. Однако, отметил он, "все страны озабочены уходом налогоплательщиков в офшоры, снижением поступлений доходов в бюджет".
"Сейчас каждая страна в условиях кризиса ищет источники для наполнения своих бюджетов, поэтому вопрос о предприятиях, которые спрятались за льготными налоговыми юрисдикциями, конечно, всех беспокоит", - сказал министр.
В связи с этим, подчеркнул он, "вопрос о раскрытии информации, обмена информацией о налогоплательщиках, вопрос о сокращении числа налоговых гаваней важен для стран, особенно в сегодняшней ситуации". "Поэтому в коммюнике этот пункт содержится, но как глобальная задача эта тема обсуждалась не столь активно, как вопросы рамочного соглашения, вопросы изменения международной финансовой инфраструктуры, ситуации в мировой экономике. Эта тема заслуживающая внимания, она очевидно поддерживается всеми странами, но сегодня акценты в ходе обсуждения на эту тему не делались", - пояснил А.Силуанов.
G20 призывает все юрисдикции подписать многостороннюю конвенцию об административной взаимопомощи в налоговых вопросах, а также приветствует продвижение к автоматизированному обмену информацией, которая, как ожидается, станет стандартной практикой.
"Мы приветствуем достигнутый прогресс в разработке плана действий в отношении размывания налоговой базы и перевода прибыли (в офшоры - прим. ИФ-АФИ) и с большим интересом ожидаем представления всестороннего предложения и дискуссии по основным вопросам на нашей следующей встрече в июле", - отмечается в коммюнике.