Водка для американцев
Надежды завоевать зарубежный рынок не покидают российских алкогольщиков – в этот раз будет пытаться "Синергия", однако без огромных вложений шансов на успех мало
Москва. 6 августа. INTERFAX.RU - ОАО "Синергия", совладельцами которой являются бизнесмен Александр Мечетин и бывший зампред правления РАО "ЕЭС России" Валентин Завадников, сообщила в среду о создании подразделения в США. Нелегкая задача по развитию экспорта премиального водочного бренда компании - BELUGA - в США и Канаде возложена на плечи иностранного менеджера. Выходец из The Remy-Cointreau Group и Lanson International Americas Джеффри Беккер назначен исполнительным директором подразделения. Сумму вложений "Синергия" не раскрывает ограничиваясь расплывчатым "несколько миллионов долларов", офис в Нью-Йорке планируется открыть в начале осени.
Осенью прошлого года "Синергия" провела IPO, при этом компания была оценена в $1 миллиард. "Синергия" при размещении привлекла около $190 млн, часть из которых пошла на покупку в апреле 2008 г. водочного брэнда "Мягков" и системы его российской дистрибьюции. 51,8% акций принадлежит предправления "Синергии" Александру Мечетину, еще 25,2% - члену Совета Федерации и бывшему зампредправления РАО "ЕЭС России" Валентину Завадникову. Остальные акции находятся в свободном обращении. В 2007 г. выручка компании составила 11,352 млрд руб. (+58,4%), чистая прибыль - 896,285 млн рублей.
К настоящему моменту на мировом рынке Россия практически утратила свои прежние позиции, когда водка ассоциировалась прежде всего с продукцией из СССР. "Столичная" в советское время, будучи государственным брендом, была брендом №1 в мире с объемом продаж около 40 млн дал в год.
На сегодня из российских брендов за рубежом известен, прежде всего, "Русский стандарт", отмечает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. Далее идет "Парламент", который на сегодня перешел в руки западной компании – крупнейший польский производитель Central European Distribution Corp (CEDC) в 2007 г. создал стратегический альянс с "Парламент групп". Конечно, остается еще знаменитая Stolichnaya, которая является третьим самым популярным водочным брендом в США после Smirnoff и Absolut.
Сейчас водку под таким брендом производит SPI Group, контролируемая предпринимателем-эмигрантом Юрием Шефлером, на своем заводе в Латвии. SPI, владелец бренда Stolichnaya за пределами России, распространяет водку под эгидой Pernod Ricard. Соглашение с французской компанией истекает в ближайшие месяцы, и SPI сообщила, что, возможно, будет искать нового партера для дистрибуции.
В России товарный знак "Столичная" принадлежит государству. ФГУП "Союзплодоимпорт" от имени государства долгое время оспаривает права группы SPI на этот бренд в зарубежных судах. По информации СМИ, "Союзплодоимпорт" могут вскоре лишить прав на управление государственными алкогольными брендами, включая "Столичную" и "Московскую". Возвращением брендов в лоно государства будет заниматься непосредственно Росимущество. Эксперты не исключают, что формальным поводом для такого решения могли стать неудачные переговоры с Pernod Ricard по "Столичной" - шведское правительство совсем некстати решило продать свой бренд Absolut.
Тем не менее объемы продаж Stolichnaya не сопоставимы с былым успехом - продажи всей группы SPI в 2007 г. составили 2,3 млн дал. Для сравнения на мировом рынке продажи Smirnoff составляют 20 млн дал, Absolut – 10 млн дал.
В настоящий момент в мире наблюдается тренд на развитие крепкого алкоголя, который стал укрепляться после того, как иностранцы поняли, что Россия утратила свое значение на рынке водки. Мировой рынок премиальной водки для российских компаний очень дорогой и трудный. Пока российские и украинские бренды - лишь локального характера.
"Русский стандарт", которому удалось достичь наибольшего успеха, в 2007 г. продал в России и за рубежом около 1,25 млн дал премиальной водки. По оценке экспертов, на экспорт идет не более 300 тыс. дал в год. Для продвижения водки "Русский стандарт" Рустам Тарико привлекал менеджеров с опытом работы на мировых монстров алкогольной отрасли, но и тут не все гладко – наблюдается частая смена кадров. В последний раз бизнесмен уволил проработавшего 20 лет в структурах Bacardi-Martini Карло Радикати, возглавлявшего алкогольный бизнес "Русского стандарта" чуть более года.
Успехи "Парламента" более скромны. Так, водка стала заметна в Германии, завоевав 4% рынка водки (который, правда, составляет всего 4% алкогольного рынка страны). У "Белуги" есть шансы запомниться, поскольку по стилю она изначально сделана для западных потребителей, отмечает Вадим Дробиз. Однако перспективы у бренда более чем скромные – для серьезного продвижения необходимы вложения не менее $40-50 миллионов.
Гендиректор ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко оценивает затраты в сумму не менее $30 млн для того, чтобы закрепиться на территории всей Америки. Если нет больших бюджетов, то шансов мало, а программа растягивается на долгие годы, отмечает господин Зивенко, который знаком с ситуацией не понаслышке.
В 2005 г. ТПГ приобрела в США двух дистрибуторов, через которые продается водка "Белое золото". К настоящему моменту, по словам Зивенко, компания достигла определенного уровня - стабильный уровень продаж на сегодня составляет 20 тыс. дал, учла недоработки – был адаптирован дизайн, с тем, чтобы водка была популярна не только у эмигрантов. "У них ментальность другая, нужен более облегченный, аскетичный дизайн", - поясняет гендиректор ТПГ "Кристалл".
То, что державность, тем более российская, американцам явно не по нраву подтверждает и ситуация с водкой "Царской". К производимой холдингом "ЛАДОГА" водке, которая становится все более популярной на российском рынке, за рубежом относятся с прохладцей.
Обозреватель Наталья Жогова
/Интерфакс/