Потанин и Прохоров – сага о разводе по-прежнему далека от развязки?
В деле о разделе активов былых партнеров рано ставить точку, хотя один из них и считает, что бизнесмены зафиксировали де-юре то, что уже стало реальностью де-факто
Москва. 5 августа. INTERFAX.RU - Раздел активов бывших партнеров Владимира Потанина и Михаила Прохорова спустя более полутора лет после начала этого увлекательного процесса продолжает будоражить российский рынок. Во вторник и без того уже испещренное воронками информационное поле потрясла очередная "бомба". Однако, несмотря на всю мощь заложенного в нее заряда, предсказать последствия "взрыва" пока невозможно.
Окончательный раздел?
Весной этого года среди акционеров "Норникеля" появился крупнейший мировой производитель алюминия - ОК "РусАл", который стал владельцем 25% акций ГМК, купив эту долю у Прохорова. Став в свою очередь миноритарным акционером "РусАла", Прохоров вошел в совет директоров "Норникеля". При этом покупку акций "Норникеля" "РусАл" называл стратегической инвестицией, опровергая слухи о переговорах на тему о возможном слиянии компаний.
С момента появления "РусАла" в составе акционеров ГМК в "Норникеле" начался корпоративный конфликт, который, в частности, стоил места гендиректора Денису Морозову, пытавшемуся руководить компанией с нейтральных позиций. Его сменил замгендиректора "Интерроса" Сергей Батехин, однако срок его пребывания на этом посту, скорее всего, будет рекордно коротким: на минувшей неделе стало известно, что Потанин, председательствующий в совете директоров "Норникеля", пригласил возглавить "Норникель" главу Ростуризма, в прошлом - сотрудника Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, президента турфирмы "Нева" и заместителя министра экономического развития и торговли РФ Владимира Стржалковского.
По оценкам ряда аналитиков, еще примерно 5% "Норникеля" могли консолидировать структуры Алишера Усманова, который в конце мая объявил о намерении создать вместе с В.Потаниным глобальную горно-металлургическую компанию. Официального подтверждения этой информации нет.
Сообщение группы "Онэксим" Михаила Прохорова, разосланное в СМИ во вторник днем, свидетельствовало о том, что два бизнесмена наконец-то расставили все точки над i, зафиксировав де-юре то, что уже стало реальностью де-факто: "Норникель" контролирует Потанин, "Полюс Золото" - Прохоров.
"Онэксим" заявил, что завершает консолидацию 16,66%-ного пакета акций ГМК "Норильский никель" для его дальнейшей продажи структурам Потанина в рамках оферты, сделанной им Прохорову.
"В соответствии с условиями безотзывной оферты структуры Владимира Потанина готовы приобрести указанный пакет акций за $10 млрд, или $315 за акцию. Оплата должна производиться денежными средствами ($6,5 млрд) и 35,2%-ным пакетом акций ОАО "Полюс Золото" ($3,5 млрд), принадлежащим в настоящий момент структурам Владимира Потанина", - сообщил "Онэксим", добавив, что сделка должна быть закрыта до 15 ноября.
"Интеррос" контролирует более 30% акций "Норникеля", и приобретение еще 16,6% сделало бы его позиции в компании практически незыблемыми. В свою очередь, "Полюс", и без того фактически подконтрольный "Онэксиму", в результате реализации сделки в том виде, в котором она описана в сообщении, оказывается в полной власти Прохорова. Именно о такой конфигурации развода партнеры когда-то и договаривались.
Вопросы без ответов
Впрочем, торопиться с прогнозами явно преждевременно. Во-первых, остается открытым вопрос, откуда у "Онэксима", продавшего весной блокпакет ГМК "Российскому алюминию" Олега Дерипаски, может появиться такая существенная доля в "Норникеле". Во-вторых, вызывает сомнения размер пакета "Полюса", которым якобы владеют и с которым готовы расстаться структуры В.Потанина (по мнению большинства экспертов, если он и превышает 30%, то до 35% не доходит). Наконец, сам "Интеррос" пока информацию "Онэксима" пока не подтверждает.
Официально в "Интерросе" заявления "Онэксима" не комментируют, но источник в холдинге В.Потанина сказал "Интерфаксу", что никаких предложений от Прохорова на самом деле не поступало.
"Пока мы никаких предложений не получали", - сказал собеседник агентства.
Источник в "Интерросе" затруднился пояснить, о какой оферте идет речь в сообщении "Онэксима", предложив обратиться за разъяснениями к его авторам. Дополнительную информацию в "Онэксиме" получить не удалось, "РусАл" от комментариев также отказался.
Фондовый рынок отреагировал на последние новости вполне в духе всей эпопеи "Потанин-Прохоров": сначала акции "Норникеля" и "Полюса" совершили скачок на 6% и 8,5% соответственно, а затем, после активизации спекулятивных продаж, растеряли весь прирост. К закрытию торгов ГМК был уже в глубоком "минусе" (-3,9% на ММВБ), "Полюс Золото" - остался "в плюсе" всего на 0,8%.
Непонятно
"Непонятно, как "Онэксим" консолидировал 16,66% акций "Норникеля". Единственное предположение, которое может быть - что это акции "РусАла", но тогда неясно, зачем "РусАлу" дробить свой пакет", - сказал "Интерфаксу" аналитик Morgan Stanley Дмитрий Коломыцын.
Возможность приобретения акций у "РусАла" рассматривают и аналитики UniCredit Aton. "Эти акции можно было взять только у "РусАла", по крайней мере, большую их часть", - считает аналитик компании Марат Габитов.
По его мнению, эта новость позитивна для обеих компаний. "В частности, "Норникель" получит свободу в сделке с "Металлоинвестом", - сказал он.
Эксперт рынка цветных металлов, пожелавший сохранить анонимность, задается вопросом: почему М.Прохоров, если он каким-то образом консолидировал такой пакет акций "Норникеля" без вовлечения доли "РусАла", не объединился с компанией Дерипаски для созыва внеочередного собрания акционеров ГМК (о таких планах ранее заявлял "РусАл", недовольный кадровыми решениями в "Норникеле" - ИФ)? Ведь, обладая таким пакетом, "РусАл" и его новый миноритарный акционер, консолидировавшись, могли бы с легкостью провести необходимые решения в обход "Интерроса", говорит собеседник "Интерфакса".
По мнению аналитика "КИТ-Финанса" Марии Кальварской, акции "Норникеля" "Онэксим" мог докупить на рынке. "В долгосрочной перспективе эта сделка может привести к появлению основных акционеров в каждой из компаний, что облегчит управление ими", - считает она.
Мнения, что "Онэксим" мог докупить акции на рынке, придерживается и Владимир Попов из "Антанты Капитал". По его словам, "на фоне падения котировок и корпоративных конфликтов фонды продавали большие пакеты акций компании".
"Судя по котировкам акций на биржах, нельзя сказать, что была большая скупка за последнее время, - считает аналитик Lehman Brothers Валентина Богомолова. - Такой пакет такой компании купить бесследно очень трудно".
"В этой сделке больше вопросов, чем ответов. Есть три варианта: либо акции "Норникеля" у "Онэксима" были всегда, купленные далеко в прошлом, либо он начал скупать их на рынке совсем недавно, либо это акции "РусАла" по закрытой или не закрытой сделке. Но любой из этих вариантов выглядит натянутым, - сказал аналитик "Тройки Диалог" Михаил Стискин. - Есть и более интересный вопрос: где "Интеррос" возьмет деньги, учитывая, что после этой сделки ему придется выставлять оферту миноритариям".
Банкиры, опрошенные "Интерфаксом", не слышали о том, что "Интеррос" "прощупывал" рынок заимствований на предмет привлечения кредитов под выкуп доли в "Норникеле". "Интеррос" - холдинговая компания, публичной кредитной истории на Западе у нее нет, к тому же сейчас все лимиты закрыты. Если кто-то и может сейчас дать "Интерросу" такую огромную сумму, то только российские госбанки", - сказал один из собеседников "Интерфакса".
Относительно возможности выставления оферты у аналитиков нет единого мнения. Богомолова затруднилась предположить, будет ли объявлена оферта, так как непонятно, как будет структурирована сделка. Потанину в настоящее время, по ее оценке, принадлежит около 30%, поскольку, владея большим пакетом, он уже должен бы был предложить миноритариям купить их акции.
По мнению В.Попова, наиболее вероятно, что в настоящее время Потанину уже принадлежит более 30% акций "Норникеля", поэтому в случае приобретения еще 16,66% оферта миноритариям выставляться не будет.
"Возможно, уже есть договоренность с "РусАлом" о том, что в итоге Потанину достанется 46% акций компании, но в объединенной компании "РусАл - Норникель" они получат сопоставимые доли", - считает Попов.
/Интерфакс/