Потребители берут кредиты на разогрев инфляции

Торговцы боятся спада спроса из-за "перекредитованности" населения и пытаются повысить цены, чтобы компенсировать рост тарифов монополий и обеспечить себе "справедливую" наценку. О том, что спрос останется драйвером роста всей экономики, никто уже не думает

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 24 сентября. FINMARKET.RU - Бурный рост розничной торговли и столь же бурный оптимизм торговцев сменились в III квартале 2012 года ожиданиями стагнации и роста инфляции одновременно.

У ретейлеров растут опасения, что "перекредитованное" население вскоре сбавит потребительскую активность. При этом сами торговцы повышают цены на товары, и повысили бы их еще сильнее, если бы им позволял спрос.

Это особенно настораживает, если учитывать, что рост розничного оборота записан на годы вперед в качестве главного драйвера роста российской экономики в свежем прогнозе Минэкономразвития.

Торговцы впали в пессимизм

Деловая активность в ретейле еще растет, но уже гораздо менее энергично, чем в первой половине года. Такой вывод сделали специалисты Института статистических исследований ВШЭ на основании последнего проведенного Росстатом опроса 4000 руководителей организаций розничной торговли.

  • Индекс предпринимательской уверенности в секторе (разница между долей ожидающих позитивные и негативные изменения) в III квартале составил +7%, что на 2 п.п. ниже, чем квартал назад.

Впечатляющие показатели начала 2012 года ретейлу подпортил рост тарифов на услуги естественных монополий с 1 июля и вызванный этим ценовой всплеск в других отраслях производства.

Для розничной торговли это обернулось увеличением транспортных расходов и арендных ставок. Значительная часть ретейлеров (45%) откликнулось на это повышением цен.

Учитывая второй этап индексации тарифов с сентября, "в ближайшие месяцы инфляционный фон будет нарастать и в IV квартале достигнет своих максимальных значений за текущий год", делают вывод авторы исследования. Того же ожидает большинство опрошенных.

  • Руководители торговых организаций уверены, что потребители явно им недоплачивают. По их мнению, торговая наценка, которая была бы достаточной для возмещения издержек и обеспечила бы необходимый уровень рентабельности, должна быть около 40%. В реальности же она колеблется в районе 27%.
  • Повысить наценку им мешает падение спроса: на недостаточный платежеспособный спрос указывают 48% респондентов, что на 2 п.п. больше, чем за три месяца до этого.
  • Спрос растет в непродовольственном секторе, где велика доля покупок в кредит. Но удовлетворяется он в основном за счет импортных товаров. Их доля в непродовольственной группе выросла до 45%, в продовольственной – до 22%.
  • В среднем треть покупаемых товаров – импортные.

Таким образом ,"один из ключевых драйверов посткризисного восстановления российской экономики" теряет свою эффективность, предупреждаются исследователи.

В значительной степени улучшение ситуации в ретейле в предыдущие три квартала происходило не за счет роста реальных доходов населения, а благодаря "активному расходованию сбережений и увеличению потребительского кредитования", обращает внимание директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

"Перекредитованность" населения, а также повышение ставки Центробанком могут привести к тому, что банки начнут повышать проценты по кредитам, что сведет и без того слабый рост в торговле на нет.

Вадим Новиков, Российская академия народного хозяйства и госслужбы

"Не так важно, растут или не растут цены. Главное – что происходит с реальными доходами населения. Люди становятся беднее или богаче. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в январе-августе этого года были на 3,6% выше, чем в том же периоде прошлого года. Не сильно, но достаток населения вырос. Хотя помесячная статистика в июле-августе действительно демонстрирует стагнацию реальных доходов по сравнению с предыдущими месяцами.

Если перекредитованность и может являться какой-то причиной для ухудшения предчувствий в ретейле, то в только в непродовольственном секторе. Продукты в кредит мы в любом случае не покупаем.

Возможно, причины ухудшения самочувствия в ретейле надо искать в чем-то другом. Например, в масштабных увольнениях работников, которые зафиксированы конъюнктурными опросами Института экономической политики".

Сергей Цухло, завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

"Промышленность в июле отреагировала на индексацию тарифов естественных монополий более интенсивным повышением своих отпускных цен, чем во II квартале 2012 года. Но в августе и сентябре вернулась к минимальному росту отпускных цен, как это наблюдалось в предшествующие июлю три месяца. Сентябрьская индексация ряда тарифов на ценах отечественных производителей уже не сказалась никак. И вполне возможно промышленный рост по итогам сентября чуть-чуть увеличится.

От роста кредитования в большей степени выигрывают импортные производители. В отличие от 90-х годов, когда рост цен на импорт приводил к повышению спроса на более дешевые отечественные товары, сейчас удорожание импортных товаров выливается в увеличение спроса на кредиты, чтобы купить импорт. И население, и предприятия стали богаче. У нас мало отечественных производителей, которые могут на равных конкурировать с зарубежными компаниями. Разве что в производстве продуктов питания.

Но наша промышленность не сильно озабочена конкуренцией с импортом. Во II и III кварталах 2012 года только четверть промпредприятий считали, что импорт сдерживает рост их выпуска".

Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)

С точки зрения крупных торговых сетей, никаких негативных тенденций в III квартале 2012 года мы не видим. У нас нормальная прогнозируемая ситуация, достаточно хороший рост. Возможно, макроэкономическое положение сейчас и диктует не очень хорошее состояние спроса, но наверное, это в первую очередь чувствуют на себе малый и средний бизнес. Может быть, покупатели оттуда идут в наши магазины. Я не буду этого отрицать.

Цены на наших прилавках в июле увеличивались только пропорционально повышению цен наших поставщиков, производителей. Но это не было повсеместным. А свои наценки мы не меняли. Увеличение транспортных расходов, стоимости аренды в больших сетях – это десятые доли процента от товарооборота. Для цен на прилавке – это незначительные величины. Невооруженным взглядом их не увидишь.

И неудовлетворенность размером наценки тоже в первую очередь высказывает малый и средний бизнес. У нас все гораздо более скромно. Средняя наценка, учитывая все выплаты и бонусы поставщиков, составляет 25-30%. На каких-то товарах наценка может быть и 50-80%, но на каких-то – нулевая.

В IV квартале мы возлагаем большие надежды на предновогоднюю торговлю. Никаких причин для того, чтобы она в этом году сорвалась, мы не видим".

Новости