Законопроект о налоге на сверхприбыль принят в I чтении
Москва. 28 июня. INTERFAX.RU - Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении в РФ с 2024 года налога на сверхприбыль компаний, предполагается, что его введение приведет к дополнительным доходам бюджета в размере порядка 300 млрд рублей.
Законопроект (№ 379248-8) о введении налога на сверхприбыль прошлых лет был внесен в Госдуму 13 июня, одновременно с поправками в Налоговый кодекс (№ 379177-8).
Законопроект "О налоге на сверхприбыль прошлых лет" устанавливает разовый налог для крупных компаний, у которых средняя величина прибыли за 2021 и 2022 годы оказалась выше 1 млрд руб. Налог не коснется компаний, созданных после 2020 г., малого и среднего бизнеса, организаций-плательщиков единого сельскохозяйственного налога, а также компаний нефтегазового сектора и угольных, так как для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и демпферу на моторное топливо.
Ставка налога составит 10% от суммы превышения прибыли за 2021-2022 гг. над аналогичным показателем за 2018-2019 гг. Налог должен быть уплачен не позднее 28 января 2024 г., а его сумма исчисляется налогоплательщиками самостоятельно. При этом сумму налога можно снизить в два раза - до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023 г.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предполагается, что введение налога приведет к дополнительным доходам бюджета в размере порядка 300 млрд рублей.
"Касательно вопроса, по какой ставке были рассчитаны 300 млрд, 300 млрд было рассчитано из ставки 5%, на основании налоговых деклараций, которые сдали налогоплательщики уже в марте этого года", - пояснил в ходе выступления в Госдуме замминистра финансов Алексей Сазанов.
По его словам, количество плательщиков налога составит порядка 2,5 тыс. Если брать топ-50 плательщиков, то из них 20% придется на предприятия в области добычи твёрдых полезных ископаемых, 19% - на производителей минеральных удобрений, 13% - на металлургический комплекс, 12% - на предприятия оптовой и розничной торговли, 9% - на организации банковской сферы, порядка 5% - на нефтехимические предприятия, производство электроэнергии, строительные компании, обрабатывающая промышленность, логистика. Все остальные плательщики - это менее 1%.
"Обращаю внимание, что у нас ставка налога 5%, то есть 95% сверхдохода остается в распоряжении компаний, поэтому значимого влияния на инвестиционную активность компаний это не может оказать", - отметил замминистра.
Глава комитет по бюджету Госдумы Андрей Макаров отметил, что сейчас возможности увеличения доходной базы бюджета серьезно ограничены. "Правительство предложило один из таких вариантов. Нравится ли этот вариант мне? Мне вообще не нравятся любые варианты увеличения налогов, я считаю, что увеличение налогов - это плохо, как таковое. С точки зрения возможных вариантов, вот если взвешивать, что делать в этой ситуации, если проанализировать. Действительно, вот мы сейчас слышали это (плательщиками налога будут - ИФ) - те, у кого прибыль реально превысила 1 млрд рублей, причем не просто превысила, а в соотношении с той прибылью, которую они имели перед ковидными годами. Мы помним, какие средства государство потратило на поддержку тех же компаний в эти годы", - сказал Макаров. "Это вопрос о том, все ли сегодня должны нести ответственность за решение тех проблем, которые стоят перед страной", - добавил депутат.
"Минфин фактически дал добро на выплату в прошлом году 1 трлн 200 млрд руб. дивидендов компании "Газпром" (за первое полугодие 2022 г. - ИФ), половина из которых ушли в иностранные юрисдикции, как минимум, которые можно было бы оставить в стране. Демпферный механизм, который был введен в отношении нефти, фактически изымет из региональных бюджетов около 500 млрд руб., а здесь с олигархов вы предлагаете всего взять 300 млрд, почему 10%, почему не 20%, не 30%?" - поинтересовался депутат Алексей Куринный.
"Касательно "Газпрома" прозвучал тезис о том, что дивиденды высокие выплачивались, хотел бы обратить внимание, что мы в конце прошлого года увеличили нагрузку на "Газпром" на 3 трлн рублей на ближайшие три года. Это было сделано в прошлом году (...), чтобы конъюнктурные доходы, которые были у него, изъять. Какое-то дополнительное увеличение налоговой нагрузки может привести просто к сокращению инвестиционной программы монополии, и тогда не понятно, какие будут последствия от этого с учетом смежных отраслей", - сказал Сазанов.
Относительно механизма демпфера министр финансов напомнил, что в феврале Госдума уже приняла закон, связанный с корректировкой налогообложения нефтегазового сектора, где предусматривалось изменение параметров демпфирующего механизма. "Ко второму чтению основных направлений налоговой политики (законопроект №369931-8, принят в I чтении 19 июня - ИФ) будут предложены дополнительные корректировки по источникам дополнительных доходов федерального бюджета, помимо того законопроекта, который мы сейчас рассматриваем", - пообещал участникам рынка Сазанов.
В ходе выступлений от фракций ряд депутатов предложили рассмотреть вариант увеличения экспортных пошлин вместо введения налога на сверхдоходы.
"Касательно того, что давайте увеличим экспортные пошлины и не будем вводить налог на сверхдоходы. Я бы еще раз хотел обратить внимание, что экспортные пошлины распространяются на всех вне зависимости от того, какая рентабельность у того или иного экспортера. Все заплатят экспортные пошлины - будь то экспортеры со сверхдоходностью, будь то экспортеры, которые работают в районе нуля. В этом случае просто экспортеров, у которых низкая рентабельность, введение экспортных пошлин, повышение пошлин выведет их в зону отрицательной работы, и они просто тогда закроются. Я считаю, что все экспортеры нам нужны, и они также обеспечивают занятость", - сказал Сазанов.
По его словам, при предложенном правительством варианте, единоразовом взимании налога на сверхдоход, компании поделятся частью сверхприбыли, то есть выручкой, которая уже уменьшена и на экспортные пошлины, себестоимость, амортизацию, и выплаты процентов банкам. "Мы говорим: поделитесь 5% прибыли. Мы не говорим: давайте экспортные пошлины увеличим. Потому что у каждой компании свое финансовое положение, свой операционный, денежный поток, и когда вы делаете повышение для всех экспортных пошлин, это невозможно учесть. А когда вы переходите ниже по отчету о прибылях и убытках, когда вы смотрите на нижнюю строчку, там уже отражено все, там учтено все (...), поэтому, безусловно, когда смотришь, откуда искать источники доходов. Конечно, надо смотреть, как изменяется именно прибыль, потому что прибыль отражает финансовый результат", - отметил замминистра.
Также, поясняя, почему вариант повышения пошлин и снижения НДПИ не самый лучший, он отметил, что экспорт нефти в два раза меньше добычи. "При одновременном увеличении пошлин и снижении НДПИ в удельном выражении на одну и ту же величину в два раза сократятся поступления бюджетов от нефтяной отрасли", - сказал Сазанов.
"Написано грамотно, кстати, это не значит, что не надо править. Править надо, и если вы посмотрите заключение комитета и обращение бизнеса, который говорит, что надо уточнить: вот это обстоятельство, вот это. ТПП и РСПП предлагают править конкретные нормы, здесь есть над чем работать", - сказал глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров.
Ранее сообщалось, что комитет по энергетике Госдумы предложил вывести из-под действия закона ряд отраслей.
Поправки к законопроекту принимаются до 7 июля.