Глава Renault в России Брюно Анселен: "Резкое падение рубля поставит под угрозу многие проекты"

Глава российского подразделения Renault Брюно Анселен рассказал в интервью "Интерфаксу" о том, как ситуация в российской экономике может сказаться на планах компании

Глава Renault в России Брюно Анселен: "Резкое падение рубля поставит под угрозу многие проекты"
Логотип компании Renault.
Фото: Reuters

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - Французский автомобилестроительный концерн Renault планирует к концу марта завершить переговоры по организации производства на мощностях ОАО ЗИЛ. Почему компания не называет модели, которые будут производиться на ОАО "АвтоВАЗ", о влиянии курса рубля на экономику автопроизводителей - об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал глава российского подразделения Renault Брюно Анселен.

- В сентябре прошлого года на автосалоне во Франкфурте вы говорили, что переговоры по организации производства легких коммерческих автомобилей Renault близки к завершению. На какой стадии проект?

- Наша цель - завершить переговоры к концу марта. Мы подписали соглашение о конфиденциальности до конца марта, поэтому мы хотим закончить обсуждение проекта в самом ближайшем будущем. У нас по-прежнему есть некоторые нерешенные вопросы, но основная проблема, которая серьезно угрожает проекту, - падение курса рубля. И эта проблема возникла относительно недавно, так как рубль сильно упал именно в последние два месяца. Серьезность ситуации заключается в том, что из-за того, что объемы производства, которые мы закладываем, небольшие, уровень локализации также будет не очень высоким, так как увеличение локализации, в свою очередь, раздувает объем инвестиций. Следовательно, некоторые комплектующие нам придется импортировать, а они стоят очень недешево. В текущей экономической ситуации из-за низкого курса рубля создается угроза всей рентабельности проекта. Честно говоря, я даже не знаю, что мы можем сделать в данной ситуации. Не могу сказать, что все остальное благополучно, но вполне решаемо путем переговоров - я уверен в этом. У нас есть вопросы, связанные с утилизационным сбором, некоторая неясность с финансовой структурой проекта. Но если по сбору и прочим вещам еще можно договориться, то с рублем договориться не получится, нам придется как-то справляться с этим.

Единственный выход - повысить цену на автомобиль, но таким образом мы будем проигрывать лидеру рынка - группе ГАЗ, которая практически не пострадает из-за снижения курса благодаря низкой зависимости от импорта. Столь резкое снижение курса поставит под угрозу многие проекты, в особенности те, которые находятся на промежуточной стадии развития, когда производство сильно зависит от импорта.

- Каков минимальный объем производства, чтобы оно было рентабельным? Скажем, 25 тысяч автомобилей в год?

- Мы не будем производить на ЗИЛе 25 тысяч автомобилей в год, общие объемы производства, включая нас и наших партнеров Fiat, превысят отметку в 25 тысяч штук в год, но производство автомобилей Renault будет колебаться между 15 и 20 тысячами. Проблема в том, что рубль потерял 20% стоимости. Маржинальность бизнеса в автопроме - 2 - 5%, а не 20%.

- Неоднократно появлялась информация, что вы начнете сборку Renault Master. Планы не поменялись?

- Мы не говорили, что это будет обязательно Renault Master. У нас в линейке есть несколько фургонов - Renault Master, Renault Traffic, Renault Kangoo. Я говорил, что это будет большой фургон - Traffic или Master.

- Какова сумма инвестиций, которую Renault готова вложить в организацию производства?

- Я не могу называть точных цифр. Все очень сильно зависит от переговоров, но сумма предполагаемых инвестиций - это одна из основных проблем. Если мы инвестируем большие средства, это будут издержки. И если мы не сможем установить цену на автомобиль выше издержек, мы не сможем их амортизировать. А так как издержки в основном номинируются в евро, то они останутся для нас неизменными вне зависимости от курса рубля. Оборудование будет европейским, большая часть персонала будет из Европы, поэтому вся экономика проекта сильно зависит от курса валют, а в условиях слабого рубля это непросто.

- То есть если рубль продолжит падать, то вы не исключаете отказа от проекта?

- Я не исключаю отказа от любого проекта, если в каждом отдельном случае его рентабельность под вопросом. Конечно, локализовать производство, скажем, 100 тысяч автомобилей в год проще, чем локализовать производство 20 тысяч автомобилей: амортизационная нагрузка на один автомобиль неизмеримо ниже. Пул поставщиков при больших масштабах производства существенно шире, чем для менее массового производства, потому что им самим приходится вкладывать деньги, которые завтра превратятся в издержки. Я не раз говорил, что наиболее успешными автопроизводителями являются те, кто может управлять издержками. Если вы внимательно рассмотрите издержки и попытаетесь снизить их долю в общих затратах, то у вас все получится. Именно так нам удалось привести к успеху наши Renault Logan и Renault Sandero.

- Кстати, о Renault Logan: весь интернет наводнен снимками и информацией о производстве этой модели на "АвтоВАЗе". Когда уже вы официально объявите об этом?

- В течение ближайших недель. Сегодня я этого сказать не могу. Необходимо, чтобы сложились несколько условий. Когда мы раскроем данные по автомобилю или автомобилям, которые мы будем собирать на "АвтоВАЗе", то вместе с этим мы также раскроем нашу стратегию относительно московского завода "Автофрамос", который работает на полную мощность и производит Logan, Sandero, Duster, Megan, Fluence и Koleos.

- И производственные планы вы не корректируете?

- Нет. И это хороший вопрос. Несмотря на некоторое снижение рынка, это все же не провальное падение. Февральские продажи снизились на 5% к февралю 2013 года, и если вспомнить ситуацию прошлого года, то в феврале 2012 года рынок не начал падать, а, наоборот, расти. Да, сейчас ситуация немного хуже, но мы как бренд Renault компенсировали снижение продаж за счет роста доли рынка. Прошедший февраль стал для нас лучшим февралем в истории компании на российском рынке. Не говорю, что лучшим месяцем вообще, но лучшим февралем - точно. Поэтому у нас нет абсолютно никаких причин снижать темпы производства на московском заводе. Все удивляются, когда я так говорю, но это не оптимизм - это реализм. И я больше скажу: вполне возможно, что к лету по некоторым моделям возникнет дефицит. Поэтому до лета завод точно будет работать "на полную", что будет дальше - посмотрим, так далеко прогнозировать рынок я не могу. И дело даже не в рынке, а все в той же ситуации с рублем. Нам приходится компенсировать разницу в цене увеличением этой цены, и однажды цена поднимется настолько, что окажет обратный эффект на рынок.

- То есть роста цен вы не исключаете?

- Не то что не исключаю, я их уже повысил - с начала года на 1,8%, с 1 марта - на 2%, сейчас мы рассматриваем еще одно повышение - с 1 апреля. Некоторые говорят, что падение рубля поможет сдержать рост инфляции, я думаю, наоборот, это принесет дополнительную инфляцию из еврозоны. Как я только что сказал, мы повышаем цены. И мы на самом деле менее зависимы от этого, чем конкуренты, так как уровень локализации и доля "рублевых" автокомпонентов у нас выше, чем у всех остальных конкурентов. Если вы посмотрите на курс рубля к евро, японской иене, корейской воне или доллару, если вы ввозите компоненты оттуда, то не сможете сохранять цену на автомобили на одном уровне, вам приходится жертвовать прибылью. А в нашей компании это неприемлемо.

- Российский рынок падает уже который месяц. Вы не пересматривали прогноз рынка в целом на конец года?

- И да, и нет. Наш первоначальный прогноз в 2,85 млн проданных автомобилей в России по итогам 2014 года теперь нам кажется немного оптимистичным, поэтому сейчас мы придерживаемся официального прогноза Ассоциации европейского бизнеса, который предполагает продажи на уровне 2,7 млн машин, но не меньше.

- А что насчет ваших продаж по итогам года?

- Мы не даем прогнозов по своим продажам.

- Но хотя бы сохраните уровень 2013 года?

- Я надеюсь, что будет лучше. Мы запускаем новую модель на "АвтоВАЗе", это может оказать поддержку продажам, у нас будет меньше ограничений по производственным мощностям.

- А когда будет запущено производство модели в Тольятти?

- Оно уже началось. Мы немного задержались, но для проекта, решение о запуске которого было принято три года назад, мы опоздали всего на пару месяцев. Как вы помните, на платформе B0 были запущены Lada Largus, Nissan Almera и наконец теперь начато производство модели Renault. И это уже серийное производство, несмотря на то что объемы не так велики, но автомобили уже серийные. В ближайшие несколько недель мы официально объявим о том, что это за модель. Нужно понимать, что любой автопроизводитель не будет торопиться официально объявлять о запуске обновленной модели, так как продажи предыдущего поколения упадут.

- Кстати, о финансовом положении "АвтоВАЗа". Компания показала убыток в 7 млрд рублей в 2013 году. Renault ожидает, что к 2017 г. "АвтоВАЗ" выйдет на положительные экономические показатели?

- Я думаю, это произойдет раньше. Когда именно, сказать не могу - этот вопрос лучше задать Бу Андерссону или председателю совета директоров "АвтоВАЗа". На мой взгляд, Бу Андерссон обладает всеми способностями, чтобы сделать предприятие прибыльным раньше конца 2016 г. Он хорошо разбирается в автомобильной отрасли, внедряет меры по сокращению издержек, поэтому я думаю, что это произойдет раньше. Мы продолжаем вкладывать в "АвтоВАЗ" в соответствии с ранее определенными планами и пока менять их не собираемся, несмотря на текущую экономическую ситуацию. Это не значит, что ничего не будет меняться впоследствии, но пока было принято решение продолжать вкладывать средства в компанию.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок