Посол РФ в Индии Александр Кадакин: "В сотрудничестве с Индией мы держим курс на ускоренный переход от прежних отношений «продавец – покупатель»"

Посол России в Индии Александр Кадакин рассказал в интервью "Интерфаксу", по каким направлениям развивается военно-техническое сотрудничество Москвы и Дели

Посол РФ в Индии Александр Кадакин: "В сотрудничестве с Индией мы держим курс на ускоренный переход от прежних отношений «продавец – покупатель»"
Посол России в Индии Александр Кадакин.

Москва. 19 марта. INTERFAX.RU - Стратегическим партнером России в сфере военно-технического сотрудничества на протяжении многих лет была и остается Индия. О том, какие проекты реализуются сегодня с этой страной, по каким направлениям развивается российско-индийское военно-техническое сотрудничество, каковы его перспективы рассказал "Интерфаксу" посол России в Индии Александр Кадакин.

- Александр Михайлович, вы долгое время проработали в Индии, являетесь свидетелем и участником многих программ сотрудничества между нашими странами. Как в Индии оценивают российско-индийское сотрудничество в области ВТС?

- Действительно, с работой в Индии связана практически вся моя дипломатическая карьера, начиная с далекого 1971 г. За столь долгий период в международных отношениях произошли поистине тектонические перемены. Сегодня наш давний и верный друг – великая Индия - уверенно набирает мощь и авторитет как растущая глобальная держава. Она превратилась в одного из основных мировых импортеров вооружений. При этом политическое и военное руководство страны рассматривает возможности диверсификации источников военных закупок. Такой подход вполне понятен и закономерен. Однако отнюдь он не означает неизбежной ревизии или девальвации военно-технического сотрудничества между нашими странами.

В Индии высоко ценится опыт и достижения двустороннего взаимодействия в этой ключевой сфере. Напомню, что оно развивается на протяжении уже шести десятилетий. За этот период индийские вооруженные силы были на 70% укомплектованы оружием и боевой техникой советского и российского производства, общая сумма закупок которых превысила $57 млрд.

Только в 2013 г. поставки в Индию по линии "Рособоронэкспорта" составили в стоимостном выражении свыше $3,6 млрд. Все это дает основания говорить, что российско-индийские связи в сфере ВТС были и остаются одним из столпов нашего особо привилегированного стратегического партнерства. И пусть не кликушествуют наши конкуренты якобы об ослаблении этой плотной связи.

- В последнее время Индия не раз отдавала предпочтение производителям вооружений из других государств. Почему, на ваш взгляд, это происходит?

- Как я уже сказал, мир не стоит на месте, и Индия тоже совсем уже не та, какой была в 1950-х годах. Ее можно образно сравнить с богатой невестой, статус которой позволяет выбирать практически любых "женихов". В оборонной области индийское руководство зрело оценивает национальные интересы и приоритеты страны, выбирая из имеющихся предложений то, что в той или иной мере соответствует как имеющимся возможностям, так и стоящим задачам или целям. Повторюсь, это совершенно естественно, и мы не ревнуем.

Строго говоря, реализованные Индией контракты с нашими зарубежными конкурентами затронули лишь несколько специфических секторов. Диапазон и объемы российско-индийского взаимодействия в сфере ВТС несопоставимы с этими отдельными закупками. Но нам, несомненно, нельзя почивать на лаврах, уповая на то, что Индия всегда будет удовлетворять свои военно-технические потребности за счет поставок из России. Такой наивный подход в наши дни абсолютно несостоятелен. Поэтому мы держим курс на ускоренный переход от прежних отношений «продавец – покупатель» к расширению комплексного взаимодействия с Индией, подразумевающего совместную разработку и производство вооружений и военной техники.

Блестящий тому пример - деятельность российско-индийского СП "БраМос", которое производит лучшие в мире сверхзвуковые крылатые ракеты. Специалисты двух стран успешно сотрудничают в реализации других проектов, в том числе - перспективного многофункционального истребителя (ПМИ) и многоцелевого транспортного самолета (МТС). Активное участие России в проходившей в Нью-Дели в начале февраля международной выставке "ДефЭкспо 2014" подтвердило огромный интерес к этому направлению со стороны индийских партнеров, и наглядно показало - нам есть, что им предложить.

- Вы упомянули совместные проекты по разработке перспективного многофункционального истребителя и многоцелевого транспортного самолета. Как обстоят дела с их практической реализацией?

- Совместная работа по проекту перспективного истребителя ведется на основе межправительственного соглашения от 18 октября 2007 г. С индийской стороны в ней участвуют госкорпорация Нindustan Aeronautics Limited (HAL) , а с российской - "Рособоронэкспорт" и Авиационная холдинговая компания "Сухой".

Проект включает проектирование и разработку истребителя нового поколения, который будет обладать такими передовыми характеристиками, как малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость, высокая маневренность, высоко интегрированный комплекс БРЭО, расширенная система оповещения об обстановке, внутреннее размещение авиационных средств поражения, совершенная система оповещения и РЭБ. Программой предусмотрено создание перспективного многофункционального истребителя и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой.

Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга истребителя в третьи страны. Планируемый объем заказов для индийских ВВС – 144 самолета. Серийное производство первых истребителей нового поколения – 2020-2022 гг.

На данный момент утвержден паспорт экспортного облика самолета, подписан генеральный контракт на общие условия его реализации, согласованы технические требования к истребителю и разделение работ по проекту. Стороны проводят консультации по подготовке контракта на опытно-конструкторские работы (ОКР).

Наши переговоры и работа по этому важнейшему проекту идут нормально. Если же его совместная реализация затягивается по причине того, что Индия вынуждена перераспределять финансовые ресурсы на другие закупки, стоимость которых непредвиденно возросла, то упрекать в таких задержках российскую сторону нет никаких оснований.

Проект совместной разработки и производства многоцелевого транспортного самолета осуществляется на базе межправсоглашения, заключенного в ноябре 2007 г. и предусматривающего, в частности, создание на паритетной основе СП в Индии. В 2008 г. головному исполнителю от индийской стороны – госкорпорации HAL - передан проект контракта на выполнение первого этапа эскизного проектирования МТС. В 2011 г. открыт филиал СП в Москве. Генеральный контракт по проекту подписан в мае 2012 г., а контракт на предварительное проектирование – в октябре того же года.

В соответствии с контрактом для выполнения проектных работ создана совместная российско-индийская проектная группа. С начала декабря 2012 г. индийские специалисты в составе 35 человек приступили к совместным с российской стороной работам на базе ОАО "ОАК-ТС" в Москве, а в сентябре 2013 г. завершили этот этап работ. Стороны перешли к консультациям по проекту контракта на ОКР.

Так что, резюмируя, отмечу – сотрудничество по этим двум передовым проектам продвигается вперед, и его результаты уже не за горами.

- Что можно сказать об одном из наиболее известных российско-индийских проектов – программе Су-30МКИ? В прессе недавно упоминалось о необходимости модернизации этих самолетов.

- Программа поставок Индии и лицензионного производства в этой стране истребителей Су-30МКИ стоит в ряду самых значимых совместных проектов в сфере ВТС. Она осуществляется по межправсоглашению и генеральному контракту, подписанным в 2000 г. на сумму более чем $3,34 млрд. Контрактом, в выполнении которого участвуют "Рособоронэкспорт", корпорация "Иркут" и госкорпорация HAL, предусмотрены передача лицензионно-технической документации и поставка технологических комплектов для производства 140 самолетов Су-30МКИ.

Реализация проекта разделена на четыре фазы. На первой самолеты полностью производятся в корпорации "Иркут", а затем передаются госкорпорации HAL для облета и поставки в индийские ВВС, а каждая последующая фаза предусматривает увеличение объема работ, производимых в Индии.

Об успехе программы можно судить по тому, что в 2007 и 2012 гг. были заключены два дополнительных контракта на поставку еще 82 технологических комплектов. Все контрактные обязательства будут выполнены российской стороной в ближайшее время.

Что касается модернизации парка индийских Су-30МКИ, то она осуществляется ВВС Индии при непосредственном участии HAL и Организации оборонных исследований и разработок Минобороны Индии (DRDO). От России, где планируется провести модернизацию прототипа самолета, главным исполнителем работ выступает компания "Сухой". В процессе консультаций в целом согласованы технические параметры самолета и варианты модернизации. Продолжают обсуждаться технико-коммерческие аспекты, разделение работ по проекту, график подготовки контракта.

Большой интерес представляет осуществляемый проект интеграции ракеты "БраМос" в состав вооружения самолета Су-30МКИ, начатый в ноябре 2008 г. Уже согласована предложенная российскими участниками техническая спецификация адаптированного самолета, определены порядок, график и ответственность сторон в ходе выполнения работ. В октябре 2010 г. индийской стороне передан проект контракта.

В декабре 2012 г. "Рособоронэкспорт" и СП "БраМос" подписали контракт на выполнение эскизного проектирования по адаптации ракеты к самолету Су-30МКИ. Исполнителем по контракту выступает компания «Сухой». Согласно заявлениям руководства "БраМос", проект успешно продвигается, и в текущем году начнутся летные испытания воздушной версии ракеты, предназначенной для вооружения Су-30МКИ.

- Может ли успех в ВТС трансформироваться в работу на других направлениях, например, гражданском? Известно, что Россия сейчас придает большое значение развитию и гражданского самолетостроения.

- Такие возможности, несомненно, есть. Потенциал взаимовыгодного сотрудничества здесь очень велик. Не секрет, что компания "Гражданские самолеты Сухого" ведет переговоры с крупнейшими индийскими авиаперевозчиками по вопросам продвижения и эксплуатации российского самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) в Индии. В феврале 2011 г. лайнер участвовал в международной авиационной выставке Aero India 2011 в Бангалоре, а год спустя - в международной авиационной выставке India Aviation 2012 в Хайдарабаде.

Отклики специалистов позволяют оптимистически оценивать перспективы нашего самолета на индийском рынке гражданской авиационной техники, особенно на фоне наблюдающегося в стране бурного роста региональных пассажирских авиаперевозок.

Важно, чтобы российская сторона не упускала инициативу, действовала энергично и гибко, с учетом высокой конкуренции. С этой точки зрения можно только приветствовать активное участие ведущих компаний и предприятий России в прошедшей в Хайдарабаде выставке India Aviation 2014, в рамках которой прошла презентация самолета SSJ-100 для авиационных властей Индии и иностранных авиационных компаний, а также были проведены переговоры с перспективными заказчиками самолета относительно сроков и схем финансирования поставок, организации послепродажного обслуживания, подготовки летно-технического состава.

Одновременно корпорация "Иркут" ведет активный поиск партнеров в интересах подключения индийских авиастроительных компаний к программе международной кооперации в производстве и продвижении на рынок Индии и стран региона перспективного магистрального самолета МС-21. В 2012 г. она представила макет салона этого самолета на выставке India Aviation 2012, а в 2013 г. – провела серию презентаций МС-21 для авиационных властей Индии и индийских авиакомпаний.

При этом отдельным направлением деятельности Объедиенной авиастроительной корпорации является поиск в Индии индустриального партнера из числа компаний, обладающих значительными финансовыми ресурсами и производственным опытом в области высокотехнологичной продукции. По данной тематике проведены переговоры как с представителями частного бизнеса, так и с официальными лицами министерства торговли и промышленности. Таким образом, создаются необходимые предпосылки для продвижения российской авиационной техники на индийский рынок. Есть все основания надеяться, что эти усилия увенчаются успехом.

- Известно, что Индия планирует начать работу по созданию собственного проекта гражданского самолета. На ваш взгляд, может ли Россия принять участие в этой работе?

- В Индии действительно готовится целевая программа финансирования разработки и создания национального пассажирского самолета. Она предусматривает выбор иностранного партнера на основе международного тендера для организации серийного производства и передачу прав на проектирование и строительство самолета госкорпорации HAL. Учитывая опыт сотрудничества ОАК с HAL, подключение российских партнеров к проекту представляется весьма оправданным.

В целом это направление сулит очень заманчивые перспективы, что было, в частности, признано обеими сторонами на состоявшемся в ноябре 2013 г. заседании российско-индийской Межправкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Убежден, что дальнейшее укрепление и расширение сотрудничества в области гражданской авиации между российскими и индийскими компаниями и организациями отвечает нашим общим интересам и позволит вывести двустороннее взаимодействие в высокотехнологичных отраслях на принципиальной новый уровень.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений