Кража из музея Роттердама: восстание из пепла?
Раду Догару, похитивший семь картин из музея Роттердама, заявил, что передал их другу-украинцу, проживающему в Лондоне. Догару утверждает, что найденный следователями пепел, остался от икон XIX века, а не от краденых полотен
Москва. 24 октября. INTERFAX.RU - Обвиняемый в похищении семи картин из художественного музея Роттердама (Нидерланды) румын Раду Догару заявил, что украденные полотна стоимостью около $24 млн он передал своему другу-украинцу.
Догару согласился рассказать следователям, где находятся картины, в обмен на освобождение его матери, которая сейчас тоже находится под арестом. "Моя мать не сжигала картины, а передала их моему другу, который жил в Британии, Владимиру Владимиренко. Где они сейчас, я не знаю. Возможно, в России, возможно, в Голландии", - рассказал румын в суде Бухареста.
По словам Догару, Владимиренко, которому якобы были переданы картины, профессиональный боксер. Сам румын предполагает, что полотна могли быть перепроданы на черном рынке. Его мать никак не прокомментировала информацию.
Ранее Ольга Догару заявила, что уничтожила краденное, чтобы обезопасить сына. "Я положила чемодан с семью картинами в печь вместе с дровами, домашними тапочками и другой обувью и дождалась, когда все это благополучно сгорит", - рассказала она под присягой еще летом. Позже следователи обнаружили в печке в ее деревенском доме остатки картин и рам, датируемых концом XIX века. Но подтвердить со стопроцентной уверенностью, что найденные остатки относятся к пропавшим картинам, не смогли.
В Национальном музея искусств Румынии, в свою очередь, заявили, что лабораторный анализ пепла, добытого из печи Ольги Догару, показал наличие в нем химических веществ из красок, которые использовались художниками в XIX - начале XX века, но которые не используются сейчас. В частности, были найдены следы "очень старой" желтой краски, содержащей мышьяк. Такие краски не используют со времен Второй мировой войны из-за их токсичности.
Сейчас Раду Догару утверждает, что найденный пепел мог остаться от сожженного забора с самодельными гвоздями, а также от икон XIX века, которые были в доме, пишет Associated Press.
Слушания продолжатся 19 ноября. В случае признания вины Догару грозит до 20 лет лишения свободы.
"Я не думал, что это будет так легко"
На суде Догару рассказал, что он и не подозревал, что украсть ценные картины будет столь легко. "Я не мог поверить, что туда можно было проникнуть с такой легкостью. Защита практически отсутствовала. Двери были закрыты, но не заблокированы. Я вошел, можно сказать, с помощью одной отвертки", - рассказал он судье.
В октябре 2012 г. Догару и его сообщникам понадобилось в целом меньше трех минут, чтобы вынести полотна с черного хода музея. Кюнстхал был выбран злоумышленниками практически случайно: сначала, желая завладеть каким-либо ценным имуществом, они направились в Музей естественной истории в Роттердаме, но быстро осознали, что перепродать экспонаты из него затруднительно.
Затем на глаза им попалась реклама выставки, проходящей в Кюнстхале, что и определило цель. Картины были переправлены в Румынию поездом. Об их местонахождении стало известно после того, как к эксперту Национального музея искусств Румынии Мариане Драгу обратился ее знакомый с просьбой оценить стоимость полотен, которые он собирался купить. Драгу была шокирована, когда поняла, что перед ней находятся исчезнувшие в Голландии оригиналы. Через три месяца Догару и его двое сообщников были арестованы в Румынии, после чего, как предполагается, мать Догару могла сжечь картины.
Кража из галереи Кюнстхал стала крупнейшей кражей в Голландии с 1991 г., когда из Музея ван Гога в Амстердаме были украдены 20 полотен.