В лице нашего правительства у России есть надежный, предсказуемый и искренний партнер
Премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ заверил, что сближение страны с Евросоюзом не только не повредит, а, наоборот, пойдет на пользу сотрудничеству с Россией
Москва. 15 октября. INTERFAX.RU - Премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ дал интервью корреспонденту "Интерфакса" в Кишиневе Анатолию Голя.
- Г-н премьер-министр, прошло уже больше четырех месяцев, как вы возглавили правительство. Удовлетворены ли вы первыми результатами деятельности правительства? Что удалось и что не удалось сделать?
- Самое главное - в продолжение работы предыдущего правительства нам удалось закрепить "дорожную карту" развития Молдавии. Программа внутренней модернизации по модели стран Европейского союза стала основным и безальтернативным проектом развития страны. Это мотор консолидации, преодоления экономической и социальной отсталости, борьбы с бедностью, слома системы экономических репрессий.
Наше европейское направление означает очень конкретные выгоды - независимые институты публичного управления, свободу личности и предпринимательства, зарплаты и инфраструктуру. История дает нам уникальный шанс вывести страну на новый, качественно иной уровень развития. Другой, более конкурентоспособной модели у Молдавии нет и не предвидится.
Предстоит большая работа. Переходный период чрезмерно затянулся. Политическая система шаткая, необходима глубокая реформа прокуратуры и судов, чтобы вернуть к ним доверие общества. Хромает управленческая система - многие чиновники принимают решения, исходя не из соображений целесообразности и экономической эффективности, а ради извлечения выгоды из государственных должностей.
- Если говорить о конкретных показателях деятельности правительства, тут много критики. Некоторые аналитики говорят едва ли не о надвигающемся экономическом коллапсе.
- Приведу несколько скучных, но крайне важных цифр. Уровень бедности в стране снизился c 21% в 2011 году до 16,5% в 2012 году, и статистика за первое полугодие говорит, что тенденция продолжается и в 2013 году. Доходы бюджета за восемь месяцев 2013 года выросли на 8,6%, составив 22732,3 млн леев (1 молдавский лей (MDL) равняется 0,076190 доллара США). ВВП за первое полугодие вырос на 5%, зарплаты - на 4,5%, пенсии - на 2,5%. Валютные резервы Национального банка составляют $2,7 млрд против $2,3 млрд в сентябре 2012 года. Объем прямых иностранных инвестиции в первом полугодии 2013 года достиг $177 млн, что на $24,4 млн больше, чем за аналогичный период 2012 года. Кредиты в национальную экономику в первом полугодии составили 8,1 млрд леев - на 21,3% больше, чем за первую половину 2012 года. Процентные ставки по банковским кредитам достигли своего исторического минимума. По стране внедряются инфраструктурные проекты, включая инвестиции в дорожное хозяйство, причем это делается в основном в регионах, что позволяет создавать рабочие места.
Эти данные говорят о стабильной экономической ситуации. Не стоит верить недостоверным слухам и пропагандистскому фону, который нагнетается отдельными партиями. В нем очень мало правды. Лучше смотреть на цифры. А они говорят, что никаких предпосылок кризиса нет и что правительство работает стабильно.
Проблема, конечно же, в другом. У нас много болезненных вопросов системного уровня. Например, в области борьбы с коррупцией предстоит огромная работа, и мы только сейчас хорошо представляем себе ее масштаб. Делается немало, чтобы устранить контакт чиновника с гражданами и бизнесом. Создана система электронных услуг. Устраняется и чрезмерное регулирование. Но система сопротивляется, в ней глубоко заложены гены порочного самовоспроизводства. Мы обязаны разорвать этот круг.
- Многие политологи прогнозируют, что после саммита «Восточного партнерства» в конце ноябре в Вильнюсе разразится новый политический кризис, который приведет к развалу проевропейской коалиции и отставке правительства. На ваш взгляд, существуют такие риски?
- Эти риски преувеличены. Я уже упоминал, партнеры по коалиции настроены на конструктивную работу ради модернизации страны. Никто не будет срывать нашу программу европейского развития ради сомнительных и краткосрочных позиционных преимуществ.
Но я не устану повторять: чудес не бывает. ЕС - не кисельные берега. Это система, открывающая огромные возможности. В ней заложены все стимулы для реализации потенциала каждого индивидуума. А формула успеха в ней - это упорный труд и уверенность в себе.
Что касается Вильнюса, то после подписания соглашений об ассоциации Молдавии с ЕС и о присоединении страны к зоне свободной торговли с ЕС, которое запланировано на следующий год (на саммите в Вильнюсе Молдавия и ЕС парафируют эти соглашения. – ИФ), у нас будет стабильная система торговли. Вырастет конкурентоспособность молдавских товаров и инвестиционная привлекательность страны. Реформирование институтов и гармонизации стандартов с ЕС пойдет быстрее.
Мне искренне жаль, что оппозиция оболгала ту программу модернизации, которая представляет собой единственный достойный путь развития для страны, и раздувает ничем не обоснованную истерию. Задача ясна - раздуть кризис, вызвать искусственный хаос и анархию в стране. Но это не удастся.
- Как вы расцениваете уровень развития молдавско-российских отношений?
- Наши отношения с Россией ровные и конструктивные. В области товарооборота они идут по нарастающей, и мы надеемся на продолжение позитивной динамики, а также на приток российских инвестиций.
Наш доступ и на европейские рынки, и на рынки СНГ, а также привлекательная налоговая система делают нас стабильной и интересной площадкой для производства и сбыта продукции.
- Россия не приветствует стремление Молдавии парафировать и подписать соглашение об ассоциации с ЕС, зазывая Молдавию в Таможенный союз. Опасаетесь ли вы осложнения отношений с РФ в случае, если на вильнюсском саммите Молдавия сделает важный шаг в сторону сближения с ЕС?
- Это очень важный вопрос. Мы стараемся донести до России основной посыл, на котором строится наша политика: мы уважительно относимся к интересам и роли России, и в лице нашего правительства у России есть надежный, предсказуемый и, самое главное, искренний партнер.
Мы не будем нашептывать пустых и нереалистичных обещаний, лишь бы заручиться поддержкой России, а потом придумывать мириады причин, по которым они не будут выполняться. Такой подход вызывает обоснованное раздражение.
С Россией следует говорить не подобострастно, но уважительно, не заискивая, но учитывая весь спектр интересов, и при этом необходимо придерживаться договоренностей. Только так выстраивается предсказуемая, доверительная атмосфера.
Недавно на высшем уровне руководства Российской Федерации было заявлено, что подписание соглашений о свободной торговле с ЕС не повлияет на отношения с Россией в политической сфере, а вопросы торговли могут решаться и в рамках ВТО, и в рамках консультаций на правительственном уровне.
Это важно. России не стоит опасаться нашей европейской программы развития, поскольку она никак не связана ни с какими геополитическими пасьянсами. Мы не игрок на "великой шахматной доске". Молдавия по определению - по внутренним и по внешним причинам - не может быть проводником антироссийских намерений.
Мы государство, которое изо всех сил ищет проект своего развития, внутренние стержни экономической и политической жизни. Гражданам страны и бизнесу нужны функциональные и независимые институты, гарантия прав личности, беспрепятственная предпринимательская деятельность. Во всем этом нет внешнеполитического подтекста. Это наш рецепт внутриполитической консолидации, преодоления экономической и социальной отсталости, борьбы с бедностью, слома системы несправедливых судебных решений и экономических репрессий.
- Как сказались ограничения на ввоз винной продукции на отношениях Молдавии с Россией? Есть ли в этом политическая подоплека?
- Мы ведем переговоры с российскими партнерами, пытаемся прояснить ситуацию. Нам удалось добиться поставок винной продукции на многие рынки. В отношениях с Россией тоже все удастся наладить.
Мы защищаем интересы наших производителей. Наши делегации ведут обсуждение в Москве. К нам приезжали российские эксперты для проведения соответствующих экспертиз и оценок, и будут вынесены соответствующие рекомендации.
Я общался с председателем правительства России Дмитрием Медведевым, и мы продолжим этот диалог. Мы настроены на то, чтобы сохранить эти важные для нас рынки. Это прагматичный экономический интерес.
Мы, конечно, сожалеем, что в самой Молдавии оппозиция пытается воспользоваться любым несуществующим предлогом, чтобы расшатать ситуацию в стране, а также нажимают на другие болевые точки, которые в принципе были урегулированы и до сих пор не вызывали особых разногласий.
- В ходе недавнего визита в Кишинев вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин выразил опасения, что в случае вступления в зону свободной торговли ЕС Молдавия может окончательно потерять Приднестровье. Что делает правительство, чтобы этого не случилось?
- Я не помню точной цитаты, но в таком ключе мы высказывания господина Рогозина не интерпретировали никогда. Не думаю, что это официальная позиция. В нашем диалоге так вопрос не стоит.
Ни в каком официальном формате никто, в том числе и Российская Федерация, не ставил под сомнение базовый принцип - урегулирование конфликта в рамках территориальной целостности и суверенитета Молдавии. Эта позиция наших партнеров является краеугольным камнем любого проекта по урегулированию.
Мы хотим развитого государства, и мы его строим. Мы предлагаем обществу серьезный проект модернизации. В этой работе, несомненно, мы стремимся максимально учитывать интересы Приднестровского региона и анализируем, какое влияние то или иное решение окажет на процесс урегулирования. Наша программа модернизации - привлекательный проект и для бизнеса, и для населения Приднестровья.
- У правительства есть видение урегулирования приднестровского конфликта? Когда официальный Кишинев сможет представить хоть какой-нибудь проект по этому поводу?
- Много говорится о плане, но он должен вноситься в подходящий момент. Общие параметры урегулирования известны всем и содержатся в разных планах. В том числе и по вопросам собственности, и гарантий бизнесу и населению региона, и бюджетной автономии. Вопрос на настоящем этапе заключается в отсутствии у одной из сторон политической воли для того, чтобы возобновить процесс политического урегулирования. Мы последовательно выступаем за такой подход. Недостатка же в проектах нет.
Но мы не теряем времени зря. Крайне важная деталь приднестровского конфликта, которая так сильно отличает его других, - проблемы с доверием, взаимопониманием и сотрудничеством между людьми не существует. На этом основном уровне нет непонимания. Существует ряд искусственных препятствий, которые не дают развиваться этому естественному взаимодействию. Вот мы в рамках различных проектов и стремимся устранять эти препятствия и последовательно воссоздавать единые пространства с полномасштабным учетом интересов населения обоих берегов.
Возьмите, например, вопрос торговли. Больше половины товаров из Приднестровского региона идет на правый берег и в страны ЕС. Когда в свое время Молдавии удалось добиться автономных торговых преференций, позволивших беспошлинно экспортировать в ЕС ряд товаров, приднестровские предприятия полномасштабно включились в этот процесс, регистрируясь в Кишиневе и включаясь в экономическое пространство. При этом они не платили в Кишиневе никаких сборов и пошлин. То же касается и торговли с СНГ.
Теперь Молдавия завершила переговоры с Европейским союзом по созданию зоны углубленной и всеобъемлющей торговли, что усовершенствует систему, но и видоизменит правила. Нам очень важно сохранить беспошлинный экспорт в ЕС для компаний Приднестровского региона. Это вопрос, касающийся людей, бизнеса. Понимая всю его важность, мы содействовали тому, чтобы до 2015 года экспорт в ЕС из региона продолжился по старым правилам. Это тоже было уникальным решением. Раньше ЕС на такие решения не шел. Но нам необходимо искать выход, и мы настоятельно обращаемся к Приднестровскому региону безотлагательно начать обсуждение этого вопроса - ведь для бизнеса и населения это приоритет приоритетов.
Парламент Молдавии принял решение, устранившее все проблемы, с которыми сталкивались жители региона, обладающие паспортами других государств. Им полноценно обеспечено беспрепятственное передвижение.
Вы видите, наша цель - как можно большая открытость и развитие, восстановление связей, воссоздание общих пространств и повышение благосостояния населения.
- Как объяснить, что, несмотря на имеющиеся с Россией разногласия, российский бизнес все более активно инвестирует в молдавскую экономику?
- Идет нормальный рабочий процесс. Мы приветствуем российский бизнес и инвестиции в нашу экономику - это говорит и о той положительной оценке, которую бизнес дает инвестиционной привлекательности страны, а также перспективам роста.
Когда Молдавия станет частью рынка ЕС, это сделает страну еще более инвестиционно привлекательной, поскольку позволит торговать и создавать производства с выходом и на восточные, и на западные рынки. Это означает серьезные дополнительные преимущества для тех партнеров и компаний СНГ, которые присутствуют на рынке или планируют на нем присутствовать. У нас ведь уже есть соглашение о свободной торговле с СНГ. Это очень важное конкурентное преимущество.
- Молдавия стремится вступить в зону свободной торговли с ЕС, хотя не так давно ратифицировала Соглашение о зоне свободной торговли СНГ. На ваш взгляд, возможно ли будет одновременно находиться в двух зонах свободной торговли, правила в которых имеют существенные отличия?
- Не вижу в этом никаких противоречий. Страна может участвовать в нескольких зонах свободной торговли, что, собственно, уже сейчас и происходит. Для нас важно и одно, и второе направление. Даже если в них разнятся правила, это не является препятствием.
Если требования качества и технические условия соблюдаются, производители этой страны могут поставлять свои товары и в одну зону свободной торговли, и в другую. Для нас будет принципиально важно обеспечить соблюдение правил страны происхождения, и мы над этим работаем.
- Нынешний состав правительства не претерпел серьезных изменений по сравнению с предыдущим. В то же время многие отмечают, что правительство работает гораздо более конструктивно, существует команда, в которой создана здоровая обстановка. За счет чего удалось создать такую атмосферу?
- Пройден серьезный политический кризис, который сказался на ходе реформ. Но все мы осознали, что речь идет об экзистенциальных вещах - преодолении противоречий во имя интересов страны. Это больше и весомей, чем любые партийные интересы. Рад, что удалось преодолеть этот сложный этап и сконцентрироваться на проекте модернизации Молдовы. Нынешняя здоровая обстановка как раз говорит о понимании важности стоящих перед нами задач. Кроме того, работа коалиционного правительства стала более слаженной, поскольку уже есть определенная предыстория, понимание механизмов. Мы стараемся предупреждать возможные разногласия, а не доводить их до крайней точки.
- Какие основные задачи стоят перед правительством на следующий период - в экономике, политике и в проведении реформ?
- Мы должны решать проблемы-первопричины, а не только их производные. Эти первопричины отражены и в нашей программе 100 дней - создание благоприятной деловой среды для бизнеса, рабочие места, борьба с коррупцией, развитие инфраструктуры.
Я уже говорил о борьбе с коррупцией. Другой важный приоритет - поощрение частной инициативы, создание условий для бизнеса, дебюрократизация экономики, снижение числа проверок и оптимизация контрольных функций. Нашему бюрократическому аппарату необходимо поставить заслон, чтобы он выполнял свои административные задачи, а не ехал верхом на бизнесе.
Дальнейшее восстановление дорожного хозяйства и инфраструктуры - важное направление. Мы ускоряем инфраструктурные проекты, включая больницы, школы, газопроводы и водопроводы.
Мы также должны привлекать стратегических инвесторов, которые могли бы дать толчок развитию смежных производств и обеспечить рост занятости. Ведутся переговоры с несколькими компаниями, которые планируют инвестировать в республику, и существуют шансы того, что в ближайшие несколько месяцев две-три международные компании откроют производство в Молдавии, что позволит создать тысячи рабочих мест.
- Оппозиция требует отставки правительства. Как вы намерены урегулировать этот вопрос?
- Никакого апокалипсиса не произойдет. Проблем сейчас, конечно же, много, и они действительно системные. Но мне искренне жаль, что в угоду политическим амбициям оппозиция оболгала ту программу модернизации, которая представляет собой единственный достойный путь развития для страны. Причем, когда они были у власти, они это хорошо понимали и поэтому провозгласили европеизацию и евроинтеграцию ключевыми приоритетами Молдавии.
Теперь же, вместо того чтобы подтолкнуть нас к решению проблем, оппозиция максимально извращает весь проект. Судите сами, они теперь кричат о том, что ЕС через Молдавию проводит новый план Барбаросса против России, голословно обвиняют представителей ЕС во всех возможных грехах, включая коррупцию, навязывают обществу полностью перевернутые представления о том, что такое ЕС и какие преимущества он несет для Молдавии. Как всегда, коммунистам нужна такая система, где они сами бы решали, что правильно, а что нет.
Кризис раздувается из воздуха, чтобы вызвать искусственный хаос и анархию в стране. Используются болезненные, неконструктивные рычаги, чтобы расшатать ситуацию. Подрываются системные стабилизаторы, которые удалось с таким трудом создать. Я не могу понять, зачем провоцировать в стране ненависть и раскол.
Этим планам и запугиваниям не суждено сбыться. Граждане нашей страны понимают: то, что мы делаем, это вопрос будущего страны, модели ее развития. И наша работа даст свои результаты. Другого проекта развития просто не существует.