Минфин ждет продления почти всех антисанкционных мер поддержки закупок на 2024 год
Исключением станут положения о праве регионов определять едпоставщиков
Москва. 19 октября. INTERFAX.RU - Минфин рассчитывает на продление на 2024 год почти всех мер антисанкционной поддержки участников рынка закупок, заявил замминистра финансов Алексей Лавров на Всероссийской конференции в сфере закупок, организованной ФАС.
"Особые условия (предусмотренные 46-ФЗ, был принят в марте 2022 года - ИФ) всем понравились, - сказал Лавров. - Продление норм 46-ФЗ будет почти по всем позициям".
Исключением станут положения о праве регионов определять единственных поставщиков. Здесь предполагается ввести ограничения на использование этой нормы. Но какие именно - пока не определено.
"Надо найти точечное сбалансированное предложение", - отметил замминистра.
Необходимость ограничения использования этой нормы Минфин объясняет тем, что ряд субъектов применяет ее необоснованно.
"Казначейство цифрами доказало, что контракты, заключенные с едпоставщиком по положениям 46-ФЗ, исполняются хуже, - подчеркнул Лавров. - Из них 70-80% - стройка и лизинг, долгосрочные контракты".
В сентябре Минфин и Федеральное казначейство предлагали не продлевать право регионов на закупки у едпоставщика на 2024 год.
"Анализ показывает, что инструмент используется не для того, для чего был предназначен, - говорил Лавров в рамках Московского финансового форума. - Кроме того, такие контракты обходятся дороже, дольше исполняются, поскольку заказчики в таких случаях не ограничены в возможности заключения допсоглашений, изменяющих существенные условия контрактов. Поэтому мы считаем, что продлевать эту норму на следующий год не нужно".
Замруководителя Казначейства Анна Катамадзе добавляла, что число нарушений по контрактам, заключенным с едпоставщиками, кратно выше числа таких нарушений по контрактам, заключенным по результатам конкурентных закупок.
В то же время первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков указывал, что на практике встречаются как плохие примеры использования механизма закупок у едпоставщика, так и ситуации, в которых провести все процедуры, поставить вовремя необходимые товары без использования этого механизма невозможно.
Председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин также отмечал необходимость продления срока действия спецправ субъектов на заключение контрактов с едпоставщиками, но при определенных условиях.
"Можно ввести какие-то ограничения законодательные, можно под едпоставщика, под это право субъектов, ввести те или иные ограничения, - говорил он. - Вариаций решения этого вопроса, мне кажется, может быть очень много. Необходимо попытаться его (механизм закупок у едпоставщика) каким-то образом подкорректировать или ввести какие-то ограничения по объемам таких закупок".
46-ФЗ был принят весной 2022 года и предусматривал, в числе прочего, коррекцию закупочного законодательства в условиях санкций. В том числе за счет временных норм.
В частности, временные положения закона позволяли госзаказчикам не устанавливать требований о предоставлении обеспечения исполнения контракта, осуществлять закупки в сфере строительства (выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства) одновременно с закупками оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта, устанавливали для регионов дополнительное основание для заключения контрактов с едпоставщиками и пр.
В 2022 году госзаказчики заключили контракты на общую сумму 11,1 трлн рублей. Из них по результатам несостоявшихся закупок были заключены контракты на 5,2 трлн рублей. Объем госконтрактов, заключенных собственно с едпоставщиками, составил 2,6 трлн рублей.
По данным Минфина, в I половине текущего года госзаказчики подписали с едпоставщиками около 900 тысяч госконтрактов на 1,3 трлн рублей. Из них 19,5 тысячи контрактов на 700 млрд рублей были заключены на основании временных случаев, определенных решениями правительства, органов власти регионов. При этом всего за шесть месяцев текущего года было подписано 2,6 млн госконтрактов на 7,1 трлн рублей.