РФ в 2023 г. выделит из ФНБ на поддержку лизинга самолетов для "Аэрофлота" 175 млрд руб.
Москва. 11 января. INTERFAX.RU - РФ в 2023 году выделит из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на софинансирование лизинга отечественных самолетов для "Аэрофлота" 175 млрд руб., сообщил вице-премьер - глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании у президента Владимира Путина.
"По вашему поручению в конце прошлого года мы внесли в правительство паспорт инвестпроекта по лизингу воздушных судов. Решение о его утверждении полностью согласовано. В 2023-2025 годах запланированы поставки "Аэрофлоту" 63 самолетов. Имея в виду 34 импортозамещенных "Суперджета", 18 МС-21 и 11 Ту-214. На реализацию программы из Фонда национального благосостояния в этом году будет направлено 175 млрд руб.", - сказал Мантуров.
Проект будет финансироваться по льготной ставке 1,5% и "без избыточных требований к окупаемости", отметил он.
"Минэкономразвития готовит соответствующие изменения в нормативную базу. Как только эта работа будет завершена, Минфин оперативно через выкуп облигаций доведет средства до лизингодателя. Это дочерняя компания "Ростеха" - "Авиакапитал-Сервис", которая будет контрактоваться с предприятиями авиастроения", - сообщил Мантуров.
В 2023 же году, по его словам, планируется принять отдельные паспорта под заказ техники других авиакомпаний.
Программа поддержки лизинга воздушных судов
Программа поддержки лизинга гражданских воздушных судов до 2030 года с софинансированием из ФНБ была утверждена в 2021 году. В соответствии с ней на рынок планируется поставить более 450 самолетов и 460 вертолетов, сообщали в "Ростехе" (объединяет российские предприятия авиапрома). Приобретать технику - для последующей передачи авиаперевозчикам по льготным ставкам - будут лизинговые компании, основной пакет заказов придется на "ГТЛК", говорил ранее Мантуров. В 2022-2024 гг. на программу будет выделено 279 млрд руб. под 1,5% годовых, уточнял он: 79 млрд руб. - в 2022 году и по 100 млрд руб. в следующие два года.
В декабре прошлого года Путин на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам констатировал, что механизм льготного лизинга воздушных судов (а также водного транспорта) с использованием средств ФНБ так и не заработал. Он призвал правительство начать выделять деньги.
По соглашению с "Объединенной авиастроительной корпорацией" в 2023-2030 гг. "Аэрофлот" должен получить 339 российских самолетов: 210 единиц МС-21, 89 SSJ-NEW (импортозамещенная версия "Суперджета") и 40 Ту-214. Стоимость последующих твердых контрактов превысит 1 трлн руб., они будут софинансироваться деньгами из ФНБ, говорил ранее Мантуров.
По данным источника "Интерфакса" в авиапроме, первые 63 самолета для "Аэрофлота" планируется поставлять в 18-летний лизинг. В течение этого срока "Авиакапитал-Сервис" должен будет погашать облигации, которые Минфин выкупит за счет средств ФНБ. Выплата купона со ставкой 1,5% и амортизация основного долга предполагается раз в три месяца.
Согласование инвестпроектов поставки воздушных (как и водных) судов, которые готовил Минпромторг, сопровождалось замечаниями со стороны Минэкономразвития, утверждает собеседник агентства. К примеру, ведомство не устраивало, что в проектах не учитываются финансовые показатели деятельности авиационных и судоходных компаний, в связи с чем отсутствует экономическое обоснование эффективности предоставления им льготного лизинга. Уровень доходности инвестиций при этом кратно ниже нормативного, что свидетельствует о неокупаемости проектов, отмечали в Минэкономразвития.
Пилотный проект поддержки лизинга самолетов для "Аэрофлота" ведомство все же согласовало. По данным источника, это произошло в конце декабря, уже после заседания у президента, где тот поручил ускорить выделение денег из ФНБ.