Судьба Ford в России станет известна летом
По данным "Ъ", Ford может уйти из РФ или остаться только в сегменте легких коммерческих автомобилей
Москва. 26 марта. INTERFAX.RU - Американский автопроизводитель Ford может уже летом полностью отказаться от выпуска и импорта в РФ легковых автомобилей. Об этом пишет во вторник газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в правительстве РФ и на рынке.
При этом окончательные планы реструктуризации СП Ford Sollers станут известны 27 марта. По данным издания, Ford в РФ будет присутствовать только в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV), сохранив долю в заводе в Елабуге, где собираются также внедорожник Ford Explorer и кроссовер Kuga. Продажа остальных активов уже обсуждается на уровне правительства. Однако возможен и полный уход Ford из России: чтобы оставить какое-то производство, концерну нужен специнвестконтракт (СПИК), который, по данным газеты, компания подписывать не собирается.
При этом СП Ford Sollers при участии правительства ведет переговоры с потенциальными покупателями активов компании. По словам представителя ПАО "Соллерс", компании близки к финализации решений по реструктуризации: "Выбор вариантов ведется исходя из максимальной эффективности бизнес-модели. Минпромторг и правительство знают о планах компании и оказывают поддержку в реализации". Речь идет о реорганизации в рамках новой стратегии Ford, в рамках которой планируется выйти из наименее прибыльных сегментов, решение ожидается во втором квартале.
Контролируемое Ford СП с Sollers владеет тремя заводами в РФ. Завод во Всеволожске (изначально принадлежал Ford, остальные - "Соллерс") мощностью более 160 тыс. автомобилей в год выпускает седаны, хетчбэки и универсалы Ford Focus, седаны Ford Mondeo. Завод в Набережных Челнах на 110 тыс. штук выпускает кроссоверы Ford Ecosport, хетчбэки и седаны Ford Fiesta. В Елабуге мощностью 85 тыс. машин производятся кроссоверы Ford Explorer и Kuga, LCV Transit. Также в Елабуге делают двигатели.
В администрации Ленобласти газете заявили, что знают о ситуации, но прокомментируют ее после принятия решения, которое, как ожидается, Ford объявит 27 марта. На создание СП в 2011 году ВЭБ дал кредит на 39 млрд рублей, детали реструктуризации долга и его размер в ВЭБе отказались назвать.
Источники газеты на рынке говорят, что базовый вариант предполагает остановку производства и импорта легковых автомобилей Ford уже летом - компания оставит только LCV. Официально никаких сроков дилерам не называлось, но, по данным газеты, речь идет об июне-июле. По словам главы ГК "Фаворит Моторс" Владимира Попова, на июнь производственный заказ дилера по легковым автомобилям Ford нулевой, а все заказанные позиции - LCV.
При этом источники газеты признают, что продажи легковых автомобилей Ford в последнее время шли плохо, в отличие от LCV. Производство и продажи СП далеки от объемов, необходимых для обеспечения рентабельности, полагает глава комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса Андрей Коссов. Против компании играет и диверсифицированная модельная линейка, отмечает он: "Те же объемы продаж по одной модели давали бы больший эффект".
Таким образом, пишет газета, речь идет о закрытии или возможной продаже площадок во Всеволожске и Набережных Челнах, тогда как площадка в Елабуге может быть сохранена для выпуска LCV. Не исключено, что в Елабуге также сохранится выпуск Ford Explorer и Kuga. Ряд собеседников издания говорят, что автопроизводителям уже неофициально предлагали присмотреться к активам СП, в том числе в правительстве. Речь шла в том числе о площадке во Всеволожске, которая "скоро появится на рынке". Но все собеседники газеты отмечают, что активы нуждаются в больших инвестициях, а мощности работающих на рынке РФ автоконцернов и так избыточны.
В случае, если Ford сохранит в РФ только LCV, большинство дилеров, скорее всего, полностью откажутся от продаж автомобилей марки, кроме крупных игроков с большими сервисными парками, говорят источники. Директор филиала "Авилон" Ford Михаил Жмаков говорит, что даже если Ford примет решение выйти из сегмента легковых машин летом, у дилеров хватит запаса автомобилей до октября 2019 года.
При этом уход Ford из РФ по примеру другого американского автопроизводителя General Motors тоже возможен, говорят источники газеты. В пользу такого варианта говорит отсутствие интереса Ford Sollers к специнвестконтракту (СПИК). По идее вице-премьера Дмитрия Козака, все концерны должны подписать СПИК до июля, чтобы получить доступ к промсубсидиям (де-факто компенсации утильсбора), без них производство в РФ будет нерентабельным. По данным газеты, заявка на СПИК СП Ford Sollers была готова еще в 2018 году, но сейчас работа по ней не ведется, и при полном отказе от производства легковых моделей пересмотреть финансовую модель СПИК в такие короткие сроки даже при желании компании будет проблематично.
Загрузка заводов Ford Sollers - около 15%, что в рамках глобальной стратегии должно предполагать сокращение мощностей в РФ, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Может повториться как сценарий ухода GM, так и переориентация одной из площадок на экспорт, считает аналитик, из-за преимуществ производства в РФ за счет дешевой рабочей силы. Но он признает, что непредсказуемость госрегулирования и сложная транспортная доступность создают ряд проблем для последнего сценария.
Судьба сотрудничества Ford с "Соллерс" также под вопросом: источники газеты утверждают, что компании сохранят партнерство, но, возможно, в другой форме. Один из собеседников говорит о возможном начале контрактной сборки (по примеру сотрудничества группы "ГАЗ" и Volkswagen). В 2014 году "Соллерс" заключил опцион на продажу Ford своей доли в СП и может реализовать его в 2019 году.