Ошибки, неисправности, алкоголь
Эксперты считают, что главной причиной сентябрьской катастрофы Боинга под Пермью были ошибки экипажа и "болезненное состояние его командира"
Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU – На минувшей неделе Межгосударственный авиационный комитет объявил, что расследование причин авиакатастрофы под Пермью в сентябре прошлого года, завершено. По словам председателя Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной, техническая комиссия МАК, занимавшаяся расследованием, уже передала все материалы по делу в правительственную комиссию, созданную для изучения обстоятельств катастрофы. "Причина установлена однозначно. Никаких замечаний, особых мнений нет, - отметила она. - В ближайшее время все данные будут официально опубликованы". Сегодня же газета "Коммерсант" опубликовала мнение экспертов, принимавших участие в расследовании. По их мнению, "падению лайнера способствовали неправильные действия диспетчера, особенности конструкции и техническая неисправность машины". Однако главной причиной трагедии называются "ошибки экипажа и болезненное состояние его командира Родиона Медведева".
Боинг-737, принадлежавший авиакомпании "Аэрофлот-Норд", 14 сентября 2008 г. выполнял рейс Москва-Пермь. Самолет разбился уже при подлете к пункту назначения, упав на железнодорожные пути между двумя районами города. Обломки воздушного лайнера разбросало на площади 4 тыс. кв. метров. В результате катастрофы погибли 88 человек. Ранее среди причин случившегося называли действия экипажа и особенности навигационных приборов, непривычных для российской команды. По мнению экспертов, которые приводит газета, причиной трагедии могла стать совокупность всех факторов.
Во-первых, "пилот как будто спешил почему-то". "Спросив, все ли у него в порядке и получив утвердительный ответ, я приказал ему выполнять повторный заход и "повел" его снова по схеме, как положено", - процитировала газета руководителя полетов Большого Савина Эрика Бикбов. Он вел самолет почти до самого момента аварии и ранее обвинял экипаж в "неадекватности". "На высоте 1200 немножко приостановился. Уже была слишком большая высота, он был близко к аэродрому. Уже зайти на посадку с этого захода было невозможно. Поэтому я ему дал указание сделать повторный запрос, дал ему курс к третьему завороту. Экипаж принял указание, а сам его не выполнял. Я дал ему курс - правый поворот, а пошел влево. Я его спросил: "У вас все нормально?" Он сказал: "Да, подтверждаю", - заявлял Бикбов. Я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет как раз на этом круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И когда высота была примерно 600, я услышал крик. Я крикнул ему: "Сохраняйте 600". Он на это не отвечал, а потом через секунду я услышал вспышку. И там, в районе города, в одном из районов, такая вспышка и зарево. Я понял, что он уже упал, и быстро начал объявлять тревогу. Он ничего не успел сообщить. И он вел себя неадекватно. Он не выполнял команды. Возможно, что-то происходило, но он не хотел об этом сообщать", - рассказывал руководитель полетами.
Но, как отмечает издание, по мнению специалистов, сам диспетчер имел право изменить условия посадки лишь в экстренной ситуации. Тем не менее, он задержал садящийся лайнер, чтобы, как считают эксперты, предоставить полосу для взлета пассажирского аэробуса компании Lufthansa. "После отключения автоматики пилотам пришлось вручную выставлять, в том числе и режим работы двигателей, перемещая так называемые рычаги управления двигателями, или РУДы", - говорится в материале. А когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин взялся за РУДы, свел их вместе и переместил вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево. При этом источники газеты объясняют это тем, что на турбинах Боинга изначально присутствовал разнотяг - правый двигатель развивал большую мощность. Пилоты, по версии экспертов, не поняли, в какой именно крен они попали. Один из них, как следует из распечатки переговоров, утверждал, что лайнер уходит вправо, в то время как другой доказывал обратное. "Победил в этом споре тот, кто был неправ: добавив левый крен, пилоты сорвали самолет в неуправляемый штопор, пишет газета.
Во-вторых, эксперты полагают также, что дезориентации пилотов способствовала непривычная для них индикация приборов. Ранее руководство авиакомпании "Аэрофлот-Hорд", которой принадлежал борт, заявляло, что одной из причин случившегося мог стать прибор навигации, который имеет нетипичную для российских авиаторов шкалу.
"Можно предположить, что это могло быть одним из факторов, приведшим к трагическим последствиям", - было сказано в сообщении пресс-службы авиакомпании, распространенном вскоре после трагедии. Дело в том, что российский авиагоризонт имеет обратную индикацию: пилот в нем видит качающийся символ самолета на фоне неподвижного горизонта, а иностранные показывает реальный вид из кабины - качающийся горизонт. Эксперты считают, что летчики, конечно, знали об особенностях авиагоризонтов в Боинге, но эта индикация была для них непривычной.
И, наконец, ошибочные действия пилотов при посадке, "очевидно, можно объяснить… еще одним обстоятельством: в мышечных тканях погибшего командира экипажа судмедэксперты обнаружили алкоголь", пишет газета. По мнению экспертов, сам этот факт не свидетельствует о том, что летчик был пьян. Тем не менее, большинство экспертов пришли к выводу, что свою последнюю посадку командир совершал, будучи в некоем болезненном состоянии. Об этом свидетельствуют, в частности, его переговоры с диспетчером и вторым пилотом. Командир, например, замедленно реагировал на сообщения собеседников, растягивая слова, что, впрочем, можно было объяснить его природной особенностью - заиканием. С другой стороны, перед тем, как приступить к посадке по приборам, пилоты спорили о том, кому из них вести машину к земле. "Ты же сам видишь, что я не могу", - зафиксировали самописцы слова командира в тот момент, когда он передавал штурвал напарнику.
/Интерфакс/