Новосибирские ученые предложили использовать беспилотники в археологии

Москва. 27 марта. INTERFAX.RU - Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука (ИНГГ, Новосибирск) провели первые испытания работы сканирующей магнитометрической аппаратуры с воздуха, сообщает издание СО РАН "Наука в Сибири".

Отмечается, что для испытаний был выбран отечественный октокоптер (восьмивинтовик) модели "АПК 2.1", оснащенный электродвигателем и достаточно компактный: в собранном виде винтокрыл вмещается в рюкзак и приводится в полетное состояние за несколько минут.

Геофизики принимали участие в археологической экспедиции под общим руководством академика Вячеслава Молодина, измерения проводились на двух точках в Новосибирской области: одиночном захоронении вблизи райцентра Венгерово и на комплексе "Тартас-1".

Летательный аппарат двигался по заранее заданным линиям, так называемым профилям, и снимал показания со строго фиксированных точек. Из-за слабости электромагнитного "отзвука" подземных аномалий высота полета варьировалась буквально с нескольких сантиметров от поверхности до 10-15 метров.

В ходе измерений на первом кургане были обнаружены довольно сильные аномалии, кроме того, уже частично раскопанном объекте был выявлен своеобразный феномен: обожженная глина имеет магнитную восприимчивость в 5-8 раз выше, чем обычный грунт.

"Остатки древнего городища или явление природы? Это предстоит выяснить позже с помощью самого традиционного устройства: лопаты", - говорится в сообщении.

Отмечается, что эффективность геофизических измерений для обнаружения древностей уже неоднократно доказана наземными работами, однако работа с воздуха имеет ряд преимуществ.

В частности, при наземных измерениях опору аппарата (например, треногу), на каждой точке измерения нужно фиксировать, раз за разом точно определять координаты съемки, при этом таких точек может быть очень много - десятки и сотни.

Кроме того, исследуемая поверхность может быть малопроходимой - заболоченной или вовсе покрыта водой: например, рекой, сменившей русло.

В то же время, отмечает издание, при использовании беспилотника также возникают проблемы, связанные, в частности, с нестабильностью воздушных потоков, изменением высоты полета и т.д.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });