25 ЛЕТ НАЗАД: К рабочей встрече Михаила Горбачева и Маргарет Тэтчер
Москва. Сентябрь 1989. INTERFAX.RU - 23 сентября состоится краткая рабочая встреча советского руководителя Михаила Горбачева с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер. Наш корреспондент Олег Щедров обратился с рядом вопросов к заведующему Вторым Европейским отделом МВД СССР Николаю Успенскому и его заместителю, эксперту в области советско-английских отношений Валерию Краснову.
Предлагаем вашему вниманию выдержки состоявшегося интервью:
О.ЩЕДРОВ: После лондонской встречи в верхах Тэтчер было передано приглашение посетить нашу страну с официальным визитом. Есть сообщения о том, что британский премьер-министр намерена принять участие в запланированных на лето 1990 года Днях Британии в Киеве. В какой связи с этим приглашением находится нынешняя кратковременная встреча?
Н.УСПЕНСКИЙ: Нынешний краткосрочный визит - это событие, которое возникло в дополнение к планам контактов, которые у нас есть с британской стороной. Все планы, которые были на сей счет, насколько нам известно, сохраняют силу. Подготовка к Дням Британии в Киеве в 1990 году ведется с тем расчетом, что на какой-то части этих мероприятий будет присутствовать премьер-министр Тэтчер. Но должен добавить. Если произойдет встреча в будущем году, то это не будет официальный визит английского премьера в СССР. Официальный визит - совершенно отдельное мероприятие, которое фигурирует в наших планах на будущее, сроки которого еще никак пока не согласованы. Приезд Тэтчер в 90-м году, как и нынешняя встреча, носят рабочий характер.
О.ЩЕДРОВ: Как вы оцениваете нынешний уровень советско-английских отношений?
Н.УСПЕНСКИЙ: Интенсивность и широта двустороннего диалога на разных уровнях, в том числе высшем, неизмеримо выше, чем было раньше. С точки зрения его глобальных задач у нас с англичанами есть достаточно большая степень понимания. Говоря все это, не хочу создать впечатление, что мы закрываем глаза на имеющиеся трудности и недостатки. Конечно они есть.
Существуют факторы, осложняющие отношения. Но должен сказать, что на общем фоне их влияние значительно меньше, чем было ранее, например, в 1985 году. За четыре года мы прошли достаточно большой путь, чтобы постараться снять наслоения прошлого, несоответствующие нынешнему времени.
О.ЩЕДРОВ: Каково влияние вопроса о правах человека на советско-английские отношения? Не помешает ли развитию этих отношений осторожная позиция Лондона к проведению в 1991 году в Москве третьего этапа Конференции по человеческому измерению?
Н. УСПЕНСКИЙ: Мы исходим из того, что сейчас в отношении проведения второго этапа этой конференции в Копенгагене и завершающегося третьего этапа в Москве у нас имеется консенсус практически со всеми странами Западной и Восточной Европы. Тем более, что тема прав человека становится для нас гораздо менее неуютной, чем она является для Запада.
О.ЩЕДРОВ: О региональных конфликтах. В последнее время поступили сигналы о том, что в этой сфере также развиваются советско-английские контакты, в первую очередь в отношении Юга Африки. Что вы можете сказать на этот счет?
Н.УСПЕНСКИЙ: Что касается Юга Африки, действительно этот конфликт близок интересам Великобритании. Здесь у нас хорошее взаимодействие. Наши представители сотрудничают с англичанами на постоянной основе. У нас хорошее сотрудничество по линии ООН, в Совете Безопасности, как в рамках "пятерки", так и в двустороннем порядке.
В.КРАСНОВ: Здесь есть одно интересное наблюдение. Обоюдная заинтересованность Москвы и Лондона в том, чтобы не допустить нового обострения обстановки, чтобы способствовать процессу поэтапного демонтажа апартеида и созданию демократического режима в Намибии и в ЮАР побудили СССР и Англию вступить в конфиденциальные контакты. Мы обмениваемся информацией, мнениями, оценками, что было бы немыслимо еще два-три года назад.
О.ЩЕДРОВ: Теперь о недавней высылке из Англии II советских сотрудников. Москва ответила аналогичным шагом. Затем возник вопрос о квотах на представительства в обеих столицах. Снят ли этот вопрос сегодня с повестки дня?
Н. УСПЕНСКИЙ: Нет, этот вопрос не снят. К сожалению, в Англии есть ограничение на численность советских представителей. Я говорю "к сожалению", потому что уже сейчас эта практика не соответствует тому уровню, на который вышли наши отношения. Да и просто обеспечить советско-английские контакты тем числом сотрудников, которые имеются довольно сложно. Люди очень сильно перерабатывают.
То, что у нас возникает такая проблема в отношениях с англичанами, а раньше с американцами и некоторыми другими странами, является рецидивом прошлого. Поэтому мы готовы урегулировать эту проблему так, чтобы учесть интересы и Англии, и Советского Союза. Ограничения, квоты - это не наш путь. Мы в Москве ни для кого из иностранных представителей квот не устанавливаем. Более того, готовы принять британских представителей, в том числе журналистов, достаточно широко. В частности, в Лондоне работает на постоянной основе 12 советских корреспондентов различны изданий, радио и телевидения, а в Москве - уже сейчас попросило об аккредитации по-моему около сорока английских журналистов.
В.КРАСНОВ: Сейчас иное время, иная обстановка. Советская сторона, подчеркиваю особо, была вынуждена пойти на ответные действия, этот шаг должен сигнализировать, английскому руководству, что в отношениях с СССР силовые подходы, вызывающие акции, наносящие ущерб нашим отношениям, неприемлемы.
Это архивный материал, который был выпущен на ленту информагентства в 1989 году. Он опубликован в рамках проекта, посвященного 25-летию "Интерфакса".