Комиссия назвала саботаж в числе возможных причин аварии "Протона"
Расследующая аварию комиссия связывает основные версии с работой двигателя третьей ступени, но не исключает и возможность саботажа
Москва. 29 мая. INTERFAX.RU - Межведомственная комиссия по расследованию аварии ракеты-носителя "Протон-М" с космическим аппаратом "Экспресс-АМ4R" определила основную причину случившегося, не исключив при этом версию преднамеренного саботажа.
"Наиболее вероятной причиной аварии на сегодняшний день представляется разрушение крепления подшипника турбонасоса в рулевом двигателе третьей ступени ракеты", - сообщил председатель комиссии, первый заместитель гендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк.
Помимо этой версии в дальнейшем комиссия будет рассматривать еще три. Все они связаны с работой рулевого двигателя третьей ступени: разгерметизация магистрали питания горючим, попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор и засорение фильтра по линии горючего.
По словам Данилюка, комиссия пока не исключила версию преднамеренного саботажа. В то же время он отметил, что в КБ химавтоматики и на Воронежском механическом заводе, где производят рулевые двигатели третьей ступени ракеты-носителя, а также на ракетно-космическом заводе в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева "комиссия не выявила каких-либо нарушений, которые могли бы стать непосредственной причиной аварии".
Сейчас Роскосмос готовит доклад для российского правительства о ходе расследования.
Ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником связи "Экспресс-АМ4R" стартовала с космодрома Байконур 16 мая. На этапе работы третьей ступени ракеты возникла нештатная ситуация, и космический аппарат не был выведен на орбиту.
По решению Роскосмоса и Минобороны для расследования аварии была создана Межведомственная комиссия, в которую вошли 24 эксперта из Роскосмоса, Минобороны, Объединенной ракетно-космической корпорации, Исследовательского центра имени Келдыша, НПО "Техномаш", ЦНИИ войск Воздушно-космической обороны и других организаций.
Рабочие группы в составе комиссии анализируют телеметрическую информацию и данные внешних измерений траектории ракеты, конструкторскую и технологическую документацию, процессы изготовления, испытаний, приемки, транспортировки, хранения и подготовки ракеты к пуску. Эксперты комиссии работают на Байконуре, в конструкторских бюро, на заводах-изготовителях, в центрах управления полетами.