Путин спустился на дно Финского залива
Президент России в рамках исследовательской экспедиции совершил погружение на батискафе к затонувшему в Финском заливе в 19-м веке фрегату
Москва. 15 июля. INTERFAX.RU – Владимир Путин в рамках проекта "Морская слава России" совершил погружение на подводном аппарате "Си-эксплорер-5" к месту обнаружения затонувшего в 1869 году парусного винтового фрегата "Олег". Глава государства находился под водой около 30 минут.
Как передает корреспондент "Интерфакса", к моменту возвращения президента на берег острова Гогланд волнение на море составляло уже около трех баллов, высота волн достигала метра. По словам участников экспедиции, президент очень своевременно завершил погружение, поскольку подъем и пришвартовка глубоководного аппарата при такой высоте волн практически невозможны и по действующим правилам запрещены.
Путин поделился с журналистами впечатлениями от погружения. Он рассказал, что корабль находится в удивительно хорошем состоянии. Отвечая на вопрос "Интерфакса", президент сказал, что при погружении ему было не страшно, а наоборот очень интересно. По словам Путина, из подводного аппарата удалось посмотреть название затонувшего судна, пушечные проемы, немножко пройти вверх корабля.
Президент, который уже не первый раз погружается на большие глубины, отметил, что на этот раз впечатление у него несколько отличается от предыдущих. Как рассказал Путин, в "Си-эксплорере-5" установлено толстое стекло, которое меняет восприятие. К тому же, продолжил Путин, когда он погружался на дно Байкала, там не было никаких объектов, а здесь же удалось посмотреть на довольно большой корабль.
Президент уточнил, что этим батискафом в ходе погружения он сам не управлял, поскольку для этого необходим большой опыт. В связи с этим президент назвал "настоящими профессионалами" сопровождавших его специалистов. Он также признался, что его удивила и восхитила работа водолазов, в течение долгого времени находящихся в холодной воде. Путин рассказал, что несмотря на очень небольшие расстояния, водолазам удалось проникнуть в корабль через пушечные порты.
Парусно-винтовой фрегат "Олег", образец российского кораблестроения, является одним из самых больших сохранившихся объектов. На этой серии фрегатов закончилась эпоха деревянных парусных кораблей с гладкоствольными, заряжающимися из ствола орудиями. "Олег" в 1869 году при выполнении сложных маневров столкнулся с другим кораблем и затонул между островами Гогланд и Соммерс на глубине около 60 метров.
В настоящее время в рамках проекта "Морская слава России" на средства гранта РГО проходят исследования фрегата. В ходе первого этапа в июне эксперты провели обследование судна, фото- и видеосъемку корабля.
В ходе второго этапа, который начался 8 и закончится 20 июля, изучается наружное состояние фрегата, проводится поднятие артефактов для их дальнейшей музеефикации и снимается документальный фильм. Поднимать корабль признано нецелесообразным, рассматривается возможность создания реконструкции, куда будут помещены предметы, поднятые с корабля. В частности, на фрегате хорошо сохранилась посуда, произведенная на Корниловском заводе фарфора, и резная мебель.
После погружения на дно Балтики в глубоководном аппарате Путин заявил, что программа глубоководных исследований должна быть продолжена, и выразил уверенность, что она поможет увековечению памяти российских моряков.
Президент отметил, что, как рассказали ему военные, ими обнаружено около 300 объектов, лежащих на дне со времен Второй мировой войны. Он напомнил, что в последние годы предпринимается много попыток восстановить имена погибших героев Великой Отечественной войны. На море, рассказал Путин, эта работа практически не проводилась. Настало время, когда мы можем и по финансовым, и по техническим возможностям это сделать, отметил президент. Он добавил, что эта работа будет продолжена усилиями Русского географического общества и Военно-морского флота.