Черный вторник для авиаторов
Во вторник российские аэропорты перестают обслуживать рейсы сразу двух авиакомпаний: "Авиационные линии Кубани" и "АэроСвит". Росавиация рекомендовала пассажирам сдавать билеты и не прибывать в аэропорты вылета воздушных судов
Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU – Российский рынок воздушных перевозок во вторник теряет сразу две авиакомпании: российскую ОАО "Авиационные линии Кубани" (входит в авиационное подразделение "БазЭла") и украинскую "АэроСвит".
Росавиация уже обратилась к пассажирам "Кубани" с рекомендацией сдавать билеты и не прибывать в аэропорты вылета воздушных судов прекратившей свою операционную деятельность авиакомпании.
Ведомство намерено принять все меры для обеспечения перевозки пассажиров "Кубани" рейсами других авиакомпаний, а также возврата денежных средств за приобретенные билеты. "Ввиду того, что авиакомпания не сможет выполнить обязательства перед своими пассажирами, ОАО "Авиационные линии Кубани" обратилось к Росавиации с просьбой решить вопрос об их перевозке силами других авиакомпаний в рамках условий, определенных постановлением правительства России "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта", - говорится в сообщении. На основании поручения Федерального агентства воздушного транспорта, во все аккредитованные агентства ТКП (Транспортной клиринговой палаты – ИФ) направлены телеграммы о прекращении продаж билетов на рейсы "Кубани", а также возврате денежных средств в полном объеме пассажирам, обратившимся с соответствующими заявлениями в агентства приобретения авиационных билетов.
Первые сигналы о нездоровой финансовой ситуации компании появились еще весной, а вопрос ухода с рынка был вопросом времени. Однако менеджмент компании уверял, что, несмотря на трудности, "Кубань" все же летать не прекратит, а ее владельцы с уверенностью смотрят в будущее, планируют развивать авиаперевозчика и закупать новые самолеты. В результате многократного повторения этих обнадеживающих тезисов чувство близкого конца авиакомпании к зиме практически сошло на нет.
В случае с "АэроСвитом" прощание, возможно, будет временным - если найдутся деньги. На настоящий момент совокупный долг украинской авиакомпании перед МАШ, ТЗК "Шереметьево" и "АэроМАШ -АБ" превысил 165,5 млн рублей. Начиная с 00:00 мск 11 декабря 2012 года все рейсы авиакомпании "Аэросвит" на прилет и вылет обслуживаться не будут (начиная с рейса VV 451 00:20 Киев (Борисполь) - Москва (Шереметьево). Пассажирам необходимо обращаться непосредственно в авиакомпанию. В первый день закрытия рейсов 11 декабря "Шереметьево" окажет необходимое содействие пассажирам в организации вылета. Авиакомпания "Аэрофлот" обеспечит вылет пассажирам код-шеринговых рейсов "АэроСвит", у которых имеются билеты российской авиакомпании.
О возможной остановке полетов украинского перевозчика стало известно на прошлой неделе, когда Росавиация и "Шереметьево" распространили пресс-релизы, где говорилось, что в случае непогашении задолженности обслуживание будет остановлено.
Все против "Кубани"
О финансовых проблемах "Кубани" стало известно в марте 2012 года. "Базовый элемент" изучал возможность передачи авиакомпании в управление стратегическому инвестору, говорилось, что одним из наиболее вероятных кандидатов на этот статус является администрация Краснодарского края. Предложения получали и профильные инвесторы - "Аэрофлот" и "ЮТэйр".
Чуть позже источники "Интерфакса" сообщили, что компания намерена сократить персонал более чем в 2 раза, до 400 человек. Сокращения были связаны с постепенным выводом из эксплуатации самолетов Як-42. Другой источник говорил "Интерфаксу", что компания имеет серьезные долги за аэропортовое обслуживание и лизинг иностранных воздушных судов. В парке компании на тот момент было шесть самолетов Boeing-737 и три A320.
На фоне этого у компании обострились взаимоотношения с базовым аэропортом "Внуково": его совладелец заявил о долге "Кубани" в 600 млн рублей, на что перевозчик ответил угрозой уйти в "Домодедово", впрочем, так и не выполненной.
В июле авиаперевозчик начал сокращать свой парк, выводя из эксплуатации самолеты Як-42. При этом вывод объяснялся улучшением предоставляемого сервиса, повышением эффективности перевозок и планами в дальнейшем сфокусироваться на эксплуатации самолетов иностранного производства.
Но планам компании - если они были на самом деле - не суждено было сбыться. В августе источники "Интерфакса" говорили, что Росавиация осенью вернется к вопросу о судьбе "Кубани". По их данным, еще весной поднимался вопрос об отзыве свидетельства эксплуатанта из-за нестабильной финансовой ситуации, а летом рассматривалась возможность запрета на выполнение "Кубанью" туристических чартерных рейсов.
У авиакомпании постоянно возникала задолженность за аэронавигацию, а общие долги перед поставщиками услуг составляли около 5 млрд рублей. "Для "Кубани" это серьезные долги, правда, половина приходится на аэропорты "БазЭл Аэро", остальной долг перед другими поставщиками. Главное опасение - что компанию перестанут обслуживать и заправлять, что может привести к внезапной остановке, и тогда придется выделять средства из бюджета на развоз пассажиров, как это было с авиакомпанией "Континент", - говорил источник.
Однако участники рынка, говорили, что Росавиация не допустит внезапной остановки авиакомпании, так как это чревато массовым скоплением пассажиров в аэропортах и социальным напряжением.
Уже в сентябре финансово-экономическое состояние "Кубани" вызывало опасение и у Минтранса РФ. Компания попала в третью группу риска (платежеспособность нестабильна, эксплуатант находится в кризисном состоянии, по мере роста дефицита ресурсов нарастает угроза неплатежеспособности и банкротства).
Источники уверяли, что по итогам очередной проверки компания перейдет из третьей группы в четвертую - глубокий кризис платежеспособности, высокий дефицит долгосрочных финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности.
Как итог, 10 декабря "Кубань" распространила официальное заявление о том, что с 11 декабря прекращает операционную деятельность и полеты воздушных судов. "Полеты воздушных судов "Кубани" будут прекращены с 00:00 11 декабря 2012 года. Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых федеральных авиационных правил. Согласно данным правилам, в парке авиаперевозчика, осуществляющего регулярные воздушные перевозки, должны состоять не менее 8 воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел", - говорится в сообщении.
Компания направила заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании ее банкротом. Все претензии финансового характера будут рассматриваться в рамках процесса по управлению банкротством авиакомпании.
"Кубань" до настоящего времени эксплуатировала 6 воздушных судов, при этом три A319 авиакомпания вынуждена досрочно вернуть лизингодателям из-за невозможности своевременных выплат по контракту и имеющейся задолженности по платежам. "Данная мера - вынужденная. Мы пошли на этот шаг только в силу стечения ряда неблагоприятных для компании обстоятельств. В условиях отсутствия возможности снизить в низкий сезон себестоимость перевозок до уровня рентабельности, несовершенства механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней дальнейшая деятельность компании, к сожалению, не представляется возможной", - приводит пресс-служба компании слова генерального директора Сергея Мордвинцева.
Украинский след
"Шереметьево" 5 декабря распространило сообщение о вынужденной приостановке обслуживания рейсов украинской авиакомпании "АэроСвит" с 10 декабря из-за долгов. В ходе продолжительных переговоров компаниям так и не удалось договориться о погашении имеющейся дебиторской задолженности авиаперевозчика.
Тогда же Росавиация заявила, что задолженность "АэроСвита" за аэронавигационное обслуживание на трассах составляет $1,07 млн, и еще $178 тыс. компания должна за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома. Российское ведомство также сообщило, что долги "АэроСвита" перед "Шереметьево" составляют порядка 95 млн рублей. Авиакомпания 20 ноября была своевременно уведомлена об установлении ограничений на выполнение регулярных и чартерных рейсов.
Компания была уведомлена, что задолженность должна быть погашена до 10 декабря.
Уже 6 декабря сама авиакомпания заявила, что рассчиталась по большей части обязательств за аэронавигацию в воздушном пространстве РФ и осуществила очередные проплаты за услуги ряда аэропортов. Эту информацию подтвердил и глава Росавиации Александр Нерадько, заявивший, что часть долгов за аэронавигацию была погашена. Но, по его информации, "Аэросвит" имеет существенные долги перед рядом российских аэропортов, как пример он привел "Шереметьево" и калининградский аэропорт "Храброво".
8 декабря поздно вечером стало известно, что "Шереметьево" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к "АэроСвиту" о взыскании задолженности на общую сумму около 92 млн рублей.
10 декабря "Шереметьево" официально заявило, что было принято решение о приостановке обслуживания "АэроСвита" с 11 декабря. По данным аэропорта, совокупный долг украинской авиакомпании перед МАШ, ТЗК "Шереметьево" и "АэроМАШ -АБ" превысил 165,5 млн рублей.
Росавиация в понедельник также объявила о прекращении аэронавигационного обслуживания всех рейсов "АэроСвита". Авиакомпания лишь частично погасила долг за навигацию на трассах и до сих пор имеет просроченную задолженность за предоставленные услуги перед филиалами ОРвД в размере $246 тыс. Однако Росавиация отметила, что в случае оплаты просрочки ведомство готово отменить введенные ограничения в день получения информации о перечислении денег. Таким образом, у украинского перевозчика, располагающего 28 бортами, шанс вернуться на российский рынок остается.