Фурсенко защищает реформы

"Ни один политик в здравом уме не может сделать ничего такого, что ухудшило бы ситуацию в образовании" - глава Минобрнауки Андрей Фурсенко выступил в защиту перемен в сфере образования, страх перед которыми он считает парадоксом

Фурсенко защищает реформы
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU - Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко дал сегодня развернутый ответ многочисленным критикам реформы образования, признав при этом, что страх населения перед новшествами порой имеет под собой почву. "Сейчас существует огромное движение, которое условно можно назвать "не надо перемен, не надо модернизации, не надо ничего менять". Много недовольных тем, что имеем. И вместе с тем - страх перед переменами. К сожалению, зачастую обоснованный. Это парадокс, противоречие, которое объяснить трудно", - сказал Фурсенко на заседании государственно-патриотического клуба "Единая Россия" во вторник. Он отметил, что "ни один политик в здравом уме не может сделать ничего такого, что ухудшило бы ситуацию в образовании - это самоубийство для любого политика". "Можно подозревать в каком-то некорректном поведении, но нельзя подозревать политиков в том, что они идиоты", - подчеркнул Фурсенко. По его мнению, ситуация в образовании может быть улучшена, но в рамках ответственной и продуманной политики, основанной на том, что уже сделано, и четко сформулированных целях, которые должны быть достигнуты "не в заоблачных далях, а в достаточно конкретной среднесрочной перспективе".

Министр отметил, что сейчас обсуждается закон об образовании, главной задачей которого является создание не популистского документа, а ставящего определенные задачи и ограничения, продвигающего систему образования вперед.

Фурсенко напомнил о недавней проблеме, когда родителям приходилось отстаивать очереди, чтобы записать своего ребенка в школу. "Проблема не в том, что не хватает мест в школах. Их больше, чем детей из-за демографического спада. Но родители или по своему опыту, или по разговорам знают, куда идти можно, а куда лучше не нужно. Они простаивают, кляня на чем свет стоит эти очереди, но при этом просят ни в коем случае не трогать систему образования. Это парадокс, это дико", - подчеркнул Фурсенко. Также он отметил, что в настоящее время прием в вузы не сбалансирован. "Мы готовим людей, которые потом идут на улицы, которые не востребованы. Но если государство попытается как-то влиять на систему приема, например, в пользу инженерных специальностей, тех специальностей, которые будут востребованы, - мы встретимся с огромным протестом и нежеланием что-либо реформировать", - подчеркнул Фурсенко. По словам министра, сейчас очень остро стоит вопрос подготовки квалифицированных рабочих кадров. Однако ни один из родителей не захочет отдать своего ребенка в среднее специальное учебное заведение, техникум вместо того, чтобы отправить ребенка в вуз. "Мы столкнемся с огромным общественным протестом. Считается, что это резервация. Отношение к этому должно быть изменено в первую очередь в обществе", - подчеркнул Фурсенко.

Он напомнил о стандартах для старшей школы, которые в настоящее время активно обсуждаться в СМИ и Интернете. "Оставив обсуждение стандартов основной школы на усмотрение экспертного сообщества, включаясь со стороны общества в обсуждение этого вопроса, мы так много, эмоционально и, извините, неквалифицированно обсуждаем стандарты старшей школы, хотя проблемы все заключаются в основной школе. С 5 по 9 класс ребята перестают учиться - родители перестают переживать, а экзамены в вузы еще далеко. Сегодня это проблема для всего общества", - подчеркнул Фурсенко. "Страх перед новыми стандартами - это страх перед выбором, это очень опасно. Люди должны уметь выбирать. Также это страх перед ответственностью", - подчеркнул Фурсенко.

Фурсенко ранее заявлял "Интерфаксу", что проект ФГОС для старших классов предполагает минимум десять обязательных предметов. Четыре из этих предметов будут обязательны для всех: физкультура, ОБЖ, "Россия в мире", а также подготовка индивидуального проекта. Объем их изучения будет четко определен и одинаков для всех. Остальные обязательные предметы школьник сможет выбрать сам из шести предложенных в проекте ФГОС блоков. Фурсенко также неоднократно заявлял, что эти стандарты не будут утверждены, пока не получат поддержку общества. Он не исключал и того, что сроки повсеместного внедрения ФГОС для старшей школы могут быть изменены, если не будет достигнуто согласие по его основным положениям.

Недавний опрос ВЦИОМ показал, что большинство россиян (51%) негативно относится к проекту нового образовательного стандарта, согласно которому старшеклассники будут изучать четыре обязательных предмета и еще ряд дисциплин смогут выбирать для углубленного изучения. Вместе с тем каждый пятый (22%) позитивно воспринимает эту инициативу, причем среди тех, у кого есть несовершеннолетние дети, уровень одобрения еще выше (24%). За переход к новой системе обучения старшеклассников выступают, в первую очередь, молодые россияне, обеспеченные респонденты, активные пользователи Интернета, москвичи и петербуржцы. Позицию "против" занимают, в основном, 25-44-летние респонденты и жители средних городов. Если бы можно было выбирать, 61% россиян хотел бы оставить действующую сегодня систему, когда все старшеклассники на базовом уровне осваивают основные 20 предметов. Четверть опрошенных (25%) предпочитают новую систему, когда старшеклассник сам выбирает, какие предметы изучать и насколько глубоко. 15% затруднились ответить.

Отвечая на вопрос, какие предметы школьной программы необходимо оставить обязательными для всех старшеклассников без исключения, респонденты чаще всего делают выбор в пользу алгебры, русского языка (по 70%), литературы (43%) и истории (42%). Реже упоминается иностранный язык (28%), география и информатика (по 12%), геометрия и физика (по 11%), физкультура и биология (по 6%), химия и экономика (по 5%), обществознание (3%) и др.

Российская академия образования разработала проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для учеников 10-11 классов. Предполагается, что с 2013 года некоторые школы начнут его апробацию в пилотном режиме. Внедрение этого стандарта во всех школах ожидается не раньше 2020 года. Образовательный стандарт для старшеклассников вызвал неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Он нашел как своих сторонников, так и критиков. В частности звучали опасения, что введение этого ФГОС приведет к ухудшению качества подготовки школьников.

По мнению одного из самых яростных оппонентов Фурсенко лидера КПРФ Геннадия Зюганова, предлагаемая министром реформа системы образования отбросит Россию на много лет назад. "Реформы, предлагаемые министром, дают возможность получить высшее образование только избранным, а абсолютное большинство граждан страны будет лишено доступа к качественному образованию", - сказал в феврале Зюганов журналистам, комментируя выступление главы Минобрнауки перед депутатами Госдумы. Зюганов подчеркнул, что "в XXI веке выживут только те страны, которые обеспечат новому поколению качественную профессиональную подготовку". Он считает, что в этом направлении движутся Япония, Южная Корея, Канада, ведущие страны Европы. "А то, что предлагает министр Фурсенко, - это означает полуграмотную страну, которая будет продолжать добывать нефть и газ, рубить свой лес и возиться в карьерах, обслуживая сильных мира сего. Я считаю, что это национальная измена, а не новый законопроект об образовании", - подчеркнул Зюганов.

Двенадцатого марта левая оппозиция на митингах в Москве и Санкт-Петербурге потребовала отставки Фурсенко.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });