Сфотографируй меня на фоне мигалки
Прошедшая в Москве автомобильная выставка, в рамках которой экспонировались машины "Гараж особого назначения", оказалась более чем жизненной
Москва. 28 марта. INTERFAX.RU – Пока борцы против мигалок ожидали ответов от ГИБДД на переданные руководству автоинспекции факты нарушения правил дорожного движения автомобилями со спецсигналами, в "Крокус Сити" проходила выставка "Олдтаймер Галереи", большая часть площади которой в этом году была отведена под экспозицию Гаража особого назначения (ГОН), где представляли автомобили, на которых в свое время ездили Ленин, Сталин, Брежнев, Хрущев, Горбачев, а также современные автомобили – те, на который здесь и сейчас передвигается руководство страны.
Площадь выставки была отражением нашей жизни – первый зал собственно "Олдтаймеры", в том числе пожарный автомобиль-телега начала века, "Феррари", "Ягуары", "Волги", "копейки", "Москвичи" – наша и западная автомобильная жизнь прошлого века, в углах шла торговля запчастями к машинам, которые уже скоро станут коллекционными, проводились конкурсы для посетителей, подписывали юбилейную книгу создатели "ГАЗ-24". Тут же торговали серебряными цепочками, медом, хрусталем, восточными товарами. И разливали пиво.
Второй зал отделялся от первого перегородкой и входом через декоративную Кремлевскую башню. За этими "воротами" сразу начиналась другая жизнь: черный цвет, церемонные красные дорожки, на которых стояли автомобили, столбики с веревочками, мальчики с повязками распорядителей. Никакой шумихи, никакого пива, никакой сомнительной торговли по углам – церемонная отчужденность. Зал был эдакой улицей, зачищенной перед проездом высокой делегации. Людям разрешено глазеть, но ничего лишнего.
Вся история автомобилей советских вождей – от сталинского "Паккарда" до "Мерседеса", на котором ныне передвигается президент (вернее, как было написано в сопровождающей табличке, "Мерседес", который в настоящий момент используется в ГОНе). Отдельно – демонстрация кортежа первого лица страны – машины сопровождения, мотоциклы, посередине тот самый "Мерседес". Кортеж, кстати, удачно дистанцировал этот автомобиль от публики – если до других машин от заграждающей веревочки был шаг, то эта была надежно удалена от прикосновений и "фотографий на фоне".
Да, ГОН представил раритетные и интересные экземпляры, которые и обещал перед открытием выставки. Однако в больше степени устроителям и организаторам пространства удалось показать историю того, как строилась система вот этой отчужденной череды автомобилей, которые, мигая и гудя, передвигаются по городу, останавливая движение простых граждан.
Забавно, что культ автомобилей, если судить, по экспозиции, начинается в брежневские времена. Вождь, который остался в истории символом застоя, был любителем автомобилей: вот его "Роллс-ройс", вот его "Волга" для поездок на охоту, вот его любимый "Мерседес". Страсть Брежнева к машинам была известно – в его гараже были десятки автомобилей.
Роскошь эпохи застоя сменяется пульмановскими "Мерседесами" эпохи "от Ельцина до наших дней". Безопасность – вот что главное. Люди спорят, разглядывая машины: "Смотри, он бронированный!" – "Нет" – "Ну как же не бронированный, президент только на бронированном ездит". На многих автомобилях мигалки – разумеется, на тех, которые представляют наше время и недалекое прошлое. На витринах лежат разнообразные пропуска для "специальных машин". В том числе, например, пропуск для автомобиля с буквами ЕКХ и пометкой пропускать везде.
Люди давились за право сфотографироваться на фоне этих машин. Потом они выложат фото в социальных сетях с припиской – "я и "Мерседес" президента".
Вместо номеров все машины украшали таблички "90 лет ГОНу". 90 лет тому, как развивался гараж первых лиц. 90 лет изменений машин, знаков и спецсигналов. 90 лет развитию традиции, которая в наши дни выродилась в бесконечную борьбу за привилегии. Пока простые граждане фотографируются на фоне "Мерседеса" президента, те, кто причастен к власти, хотят быть как он – а это значит, что нужен большой черный автомобиль (желательно бронированный). И мигалка.