Дело Трифоновой: следователь работает под следствием
Сергея Пысина, который, по мнению адвокатуры, стал фактическим виновником смерти предпринимательницы Веры Трифоновой, сочли годным к исполнению им криминалистических обязанностей
Москва. 15 марта. INTERFAX.RU - Следователь Сергей Пысин, в чьем производстве находились материалы уголовного дела о мошенничестве скончавшейся в СИЗО Веры Трифоновой, снова исполняет свои обязанности. "Пысин восстановлен на работе, хотя дело еще расследуется и он является по нему подозреваемым", - сообщил "Интерфаксу" адвокат Трифоновой Владимир Жеребенков.
Со своей стороны источник в правоохранительных органах Подмосковья заявил "Интерфаксу", что Пысина "никто не увольнял". "Пысин был отстранен от должности временно. В настоящее время он находится в отпуске", - сказал собеседник агентства.
Ранее, 6 сентября прошлого года, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что Пысин будет привлечен к уголовной ответственности за халатность. По словам адвоката, в настоящее время дело о смерти Трифоновой передано из СК в московскую милицию. "Мы каждый месяц получаем отписки о том, что расследование идет, но до сих пор даже потерпевшие (родственники Трифоновой - ИФ) не были вызваны для дачи показаний", - отметил Жеребенков. "У меня есть ощущение, что дело хотят просто спустить на тормозах", - добавил защитник.
Жительница подмосковного города Химки Вера Трифонова, обвинявшаяся в покушении на мошенничество, 30 апреля 2010 года скончалась в "Матросской тишине", предположительно, от острой сердечной недостаточности.
Двадцать второго июля прошлого года комплексная судебно-медицинская экспертиза установила, что В.Трифонова не должна была содержаться под стражей. Согласно заключению экспертов, смерть заключенной наступила из-за тромбообразования, вызванного неправильным уходом за установленным в правую бедренную вену катетером. Состояние здоровья Трифоновой требовало стационарного лечения в специализированном учреждении и не позволяло ей находиться в условиях СИЗО и больнице изолятора. В ноябре следствие прекратило уголовное дело против Трифоновой в связи с ее смертью. Правоохранительные органы сочли фигуранта виновной в преступлении.
В конце декабря прошлого года защита Трифоновой обратилась к руководству страны с просьбой содействовать объективному расследованию дела по факту ее смерти. "Прошу Вас настоять и добиться объективного расследования, решить вопрос о наказании виновных в смерти Трифоновой Веры Владимировны. Ведь по состоянию в тюрьмах, судят о состоянии в обществе", - говорилось в обращении Жеребенкова, адресованном президенту РФ Дмитрию Медведеву. "В связи с нахождением данного уголовного дела на Вашем контроле и поручением генеральному прокурору РФ и председателю Следственного комитета РФ разобраться с обстоятельствами неоказания В.Трифоновой квалифицированной медицинской помощи, в результате чего 30 апреля 2010 года наступила ее смерть, сообщаю, что Ваше указание фактически не выполнено", - писал Жеребенков главе российского государства. По его словам, все действия следователей направлены на то, чтобы не допустить привлечения к ответственности причастных к смерти Трифоновой сотрудников правоохранительных органов и Федеральной службы исполнения наказаний. В документе говорилось, что комплексная судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что с момента задержания и до гибели обвиняемая не могла находиться под стражей и участвовать в следственных действиях. "Не имея законных оснований, вопреки требованиям ч.8 ст.109 УПК РФ, 16 апреля 2010 года С.Пысин организовал продление срока содержания под стражей Трифоновой В.В. еще на 3 месяца", - отмечалось в письме.
Его автор обратил внимание, что не принято никаких мер в отношении начальника "Матросской тишины" Фикрета Тагиева. "Ф.Тагиев игнорировал тяжелое состояние здоровья и 15 апреля 2010 года выдал следователю С.Пысину не соответствующие действительности справки о том, что "состояние Трифоновой В.В. стабилизировалось. Следовать этапом на судебное заседание 16.04.10 г. может без медицинского сопровождения. Принимать участие в проведении судебно-следственных действий может", - говорилось в обращении. "В действиях Ф.Тагиева усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.3 ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия)", - отмечается в документе.
Жеребенков обращал внимание на то, что судья Ольга Макарова, вынесшая решение о продлении срока содержания под стражей Трифоновой, не привлечена к уголовной ответственности. "В результате бездушных действий О.Макаровой обвиняемая В.Трифонова была лишена квалифицированной медицинской помощи и 30 апреля 2010 года умерла", - говорится в письме. "Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о наличии в действиях Макаровой О.В. признаков преступлений, предусмотренных ч.3 ст.285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ч.2 ст.305 (вынесение неправосудного решения) УК РФ",- отмечалось в обращении. "Не дана правовая оценка действиям врачей "Матросской тишины и оперативным сотрудникам 5 отдела ОРБ 3 МВД России. Материалы дела заставляют допускать, кто-то очень сильно желал смерти Трифоновой", - говорилось в документе.
Жеребенков утверждал, что оперативные сотрудники провоцировали Трифонову на совершение преступления. По мнению этого адвоката, принятие закона о снятии ареста с обвиняемого в случае тяжелых заболеваний позволит спасти несколько тысяч человек в год в России, считает адвокат Владимир Жеребенков. "Этот закон нужно было принять лет 20-30 назад. Действительно, очень много смертей происходит в СИЗО. В Москве - это сотни, в размерах страны - это тысячи смертей в год", - заявил Жеребенков "Интерфаксу" после принятия документа парламентом.
Инициированный президентом Дмитрием Медведевым закон предусматривает изменение меры пресечения для арестованных лиц, обвиняемых в совершении различных преступлений, в случае их тяжелого заболевания. Законом устанавливается, что "меры пресечения в виде заключения под стражу изменяются на более мягкие при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания". Для освобождения этой категории лиц из-под стражи требуется медицинское заключение о состоянии их здоровья. При этом перечень тяжелых заболеваний, который не позволяет содержать под стражей обвиняемых и подозреваемых, а также порядок их медицинского освидетельствования утверждаются правительством РФ. В случае выявления тяжелого состояния арестованного начальник СИЗО должен сообщить об этом следователю в течение календарного дня после получения им (начальником СИЗО) медицинского заключения.
Обозреватель Владимир Шишлин