Версия о маньяке-поджигателе опровергнута
Специалисты института им. Сербского утверждают, что поджигателем машин в Москве не может быть человек, страдающий пироманией
Москва. 4 июня. INTERFAX.RU - Ночной поджигатель машин, который уже пятые сутки не дает спокойно спать столичным автолюбителям, может оказаться психически здоровым человеком. Заместитель директора научного Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе уверен, что пироманией неизвестный поджигатель точно не страдает. "Больные пироманией ведут себя совершенно по-другому. Они действительно страдают непреодолимой тягой к поджогам, но делают это разово. Когда пироман что-то поджигает, он сначала чувствует огромное облегчение, а потом начинает раскаиваться. Период раскаяния может длиться очень долго. В это время пироман испытывает чувство вины за содеянное и не в состоянии поджечь еще что-то. Хроника поджогов в Москве говорит об обратном. Каждую ночь горят несколько машин, а чувство вины преступника явно не гложет", - считает Зураб Кекелидзе.
Пироманом ночного поджигателя первыми окрестили столичные милиционеры. Стражи правопорядка уверены, что как минимум половину поджогов совершил один и тот же человек, который однозначно страдает психическим расстройством. Буквально на вторые сутки пожаров у милиционеров появился подозреваемый. Его фоторобот растиражировали в СМИ, а за информацию о нем пообещали крупное денежное вознаграждение. Оперативники ищут мужчину 30-40 лет, ростом 170-175 см, худощавого телосложения, европейской внешности, со светло-русыми волосами. Главная примета – пироман сутулится. В том, что поджигатель психически нездоров, милиционеры не сомневаются. Главный аргумент звучит примерно так: "Какой здравомыслящий человек будет это делать?"
У психиатров на этот счет есть другое мнение. "А разве нормальный человек может убить? Между тем, это происходит достаточно часто. То же касается и поджогов. Вполне возможно, ночные поджоги это некая форма протеста, причем абсолютно не обязательно против классового расслоения в обществе. Поджигатель может протестовать против чего угодно. Также, возможно, преступник просто пытается таким образом обратить на себя внимание. Хотя не исключено, что он действительно является шизофреником", - уверен Кекелидзе.
По мнению старшего научного сотрудника Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Натальи Шевчук, милиция имеем дело не с одним человеком, а с группой подростков, которые таким образом просто выражают некий протест. "Против чего именно - можно будет понять только после их задержания и беседы с ними. Все эти поджоги в точности повторяют парижский сценарий", - отметила Шевчук.
Еще один факт, заставляющий психологов отказаться от версии "пиромана-маньяка", - это хорошая организация ночных поджогов. За прошедшую неделю поджигателя удалось увидеть только один раз, да и то мельком. Кроме того, преступления происходят в разных районах Москвы, а, значит, преступник жжет машины, где попало, не привязываясь к знакомой местности. Люди с расстройствами психики подобным образом себя не ведут.
"Человек с расстройствами психики подсознательно не любит сильно удаляться от знакомых мест. Кроме того, обострение болезни, когда ему очень хочется что-то спалить, наступает неожиданно. Ночью, когда общественный транспорт не работает, а каждый прохожий бросается в глаза, пироману было бы очень сложно незаметно передвигаться по городу и жечь машины в незнакомом районе. Конечно, можно предположить, что в Москве одновременно жгут машины сразу несколько пироманов, но такие версии уже скорее из области фантастики", - считает профессор психологии Андрей Вольковский.
Надо отметить, что за всю историю различных поджогов в Москве настоящего пироманьяка столичным милиционерам удалось поймать только один раз. В 2002 г. сотрудники УВД Юго-Восточного округа задержали 19-ти летнего Алексея Курочкина, на счету которого было 17 сожженных лифтов в жилых домах и один автомобиль "Газель". На допросе он честно признался, что ему просто нравилось поджигать лифты, и себя он считал настоящим пироманьяком.
/Интерфакс, Анатолий Гусев/