Там, где нас нет

Корреспондент interfax.ru в Берлине решил оценить уровень демократичности немецкой столицы на примере того, насколько сложно и накладно провести здесь некую акцию протеста или митинг

Там, где нас нет
Фото: Reuters

Москва. 10 сентября. INTERFAX.RU - В Берлине, как впрочем, и в любой европейской столице, люди всегда помнят не только о своих обязанностях, но и о своих правах. Одним из них, и, пожалуй, самым важным, является право на проведение публичных митингов и демонстраций. Эта часть механизма демократического общества чаще других приводится в действие и поэтому именно от ее работоспособности зависит функционирование и всех остальных шестеренок государственного устройства любой страны, претендующей на право называться цивилизованной. Возможность высказывать свое мнение на улицах не должна превращаться в противостояние жителей города с его управляющими. Наоборот, это должен быть диалог, а не спор. Власти Берлина прекрасно это понимают, и уже давно этот способ коммуникации работает здесь, как часы.

В немецкой столице нет своего Гайд-парка, как в Лондоне, где любой желающий может прийти и рассказать о своих мыслях по любому поводу совершенно свободно, не встречая никакого противодействия со стороны кого бы то ни было, тем более властей. Здесь люди предпочитают собираться на главных городских площадях, таких как Постдамер Платц, Александр Платц или на площади возле Бранденбургских ворот . Чтобы собраться на мирный митинг, как пояснили в мэрии, получать разрешение властей совершенно необязательно, ведь площади обычно относятся к пешеходным зонам и организовать транспортный траффик здесь не нужно. Этот вид публичных собраний людей в Германии называется Versammlungsfreiheit и название это в точности повторяет название 20 статьи Всеобщей декларации прав человека.

Демонстрация относится к немного другому виду митингов и подразумевает под собой шествие от точки А к точке Б. Она требует несколько большего внимания властей. Небольшую демонстрацию в Берлине с коротким маршрутом шествия можно организовать просто позвонив по телефону в полицейское управление и рассказав основные детали планируемой акции. Более массовую манифестацию необходимо “заказывать” в письменном виде, послав в то же полицейское управление по факсу всю необходимую информацию, которая может понадобиться полицейским для организации движения транспорта, а также для обеспечения безопасности демонстрантов. И хотя в последнее время можно услышать о провокативных действиях сотрудников правоохранительных органов с последующим применением насилия против демонстрантов, связано это в большинстве случаев с первомайскими акциями, давно превратившимися в традиционные беспорядки и своего рода аттракцион, для участия в котором в Берлин в эти дни приезжают сотни туристов из разных европейских стран. В остальных случаях полиция все же обязана защищать, а не оказывать давление на демонстрантов.

Заявление о проведение публичного митинга или манифестации рассматривается в полиции, как правило, в течение недели. Отказов практически не случается. Вряд ли получится получить разрешение на проведение митинга у представителей радикальных национальных или религиозных движений, но все остальные имеют полное право организовать публичную акцию любого масштаба. Из-за этого несанкционированных собраний практически не случается и даже сами сотрудники полицейского управления не знают в точности, что грозит гражданам за демонстрацию без предварительного согласования с властями - в каждом отдельном случае сумму штрафа определять будет суд. По крайней мере, сходу получить ответа на этот вопрос в одном из полицейских участков Берлина не удалось.

Но, несмотря на столь немецкий порядок управления публичными акциями протеста, иногда они все же выходят из-под контроля и каждый раз, когда это происходит, жители начинают беспокоится о последующем ограничении прав и свобод. Так, в середине июня этого года, во время проведения массовой демонстрации в центре Берлина, направленной против нового финансового плана правительства, неизвестные бросили в полицейских взрывное устройство, в результате чего пострадали 15 человек. Почти каждое выступление крайних политических течений также заканчивается стычками с полицией. Но все же в большинстве случаях граждане помнят не только о своих правах, но и обязанностях. Ведь только при обоюдном выполнении этого условия каждой из сторон можно говорить о демократическом устройстве общества.

Обозреватель Артем Ушан

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });