Дым Отчизны, который так сладок
Что такое возвращение из отпуска? Это порой устрашающая давка на паспортном контроле, таксомоторная лотерея. Корреспондент Interfax.ru вернулся из отпуска. И потерял несколько часов на разнообразные "пробки"
Москва. 5 августа. INTERFAX.RU - Уезжать из Москвы в отпуск легко и приятно, а вот возвращаться всегда тяжело. В этом году тяжело особенно – к обычной тоске и мыслям о возвращении к рабочим будням добавляется невыносимая жара. Российские новостники исправно информируют путешественников из любой точки планеты о температурных рекордах, смоге в столице и лесных пожарах, которые уже угрожают населенным пунктам в непосредственной близости от Москвы. В среду же всем тем, кто возвращался домой через аэропорт "Домодедово", "приятных" минут добавил странный, если не сказать загадочный график работы сотрудников паспортного контроля, проход через который является в равной степени обязательной процедурой как для граждан России, так и для иностранцев.
В середине дня на глазах у корреспондента Interfax.ru у пропускных пунктов скопились десятки прилетевших в Россию. Большинство стеклянных кабинок, где должны были находиться сотрудники отдела пограничного контроля, по непонятным причинам пустовали. Самолеты прибывали, прибывали пассажиры – в том числе пожилые люди, пары с детьми, порой совсем крошечными младенцами. Все они попадали в людскую кашу на паспортном контроле, а затем на плечистых мужчин – сотрудников группы быстрого реагирования аэропорта, прикрывавшим подходы к пустующим кабинкам и к паре работающих.
Один из них, с которым побеседовал наш корреспондент, наотрез отказался представиться, однако объяснил, что они работают на черте пограничного контроля весь день. Сдерживают напирающую толпу. Пока мы пытались беседовать, толпа напирала. К желтой черте прорвался пожилой мужчина, объясняющий, что здоровье уже не позволяет ему стоять более часа в духоте с примешивающимся запахом дыма – а он был очевиден. В толпе просили вызвать "скорую" – кому-то стало плохо. Группа быстрого реагирования что-то бормотала в свои рации: "Да мы вам сочувствуем, сочувствуем вам". Правда, от этого сочувствия почему-то легче не становилось. Один из сотрудников группы блеснул юмором: "Что вам, собственно, не нравится?"
Вблизи толпы, напирающей, негодующей, на краю которой особенно недовольные призывали брать пропускные пункты штурмом – "Вы что, не мужики что ли?" – сотрудников аэропорта, которые бы развели толпу по другим пропускным пунктам, не наблюдалось. Не было слышно и объявлений по громкой связи, которые бы рассказали давящимся людям о том, что есть еще два зала паспортного контроля, а не тот, куда попадают пассажиры сразу после выхода из самолета. Правда, ситуацию это особенно бы не изменило. Один из этих залов был также забит, а вот во втором у всех появлялся шанс получить все-таки штамп в паспорт. Штамп о том, что ты вернулся на родину.
Толпа у паспортного контроля жила по своим страшным законам, которые, как известно, не щадят слабых. Транзитные пассажиры, спешившие на стыковочные рейсы в другие аэропорты, кричали о том, что у них не остается времени на пересадку.
Представители аэропорта сообщили, что возникновение очередей – это сезонное явление, связанное с увеличением числа чартерных рейсов. "Никаких проблем с прохождением паспортного контроля в московском аэропорту Домодедово нет. Работают все кабинки паспортного контроля как на прилете, так и на вылете. Увеличенное количество пассажиров в аэропорту связано с разгаром летней чартерной программы", - сказала "Интерфаксу" пресс-секретарь аэропорта "Домодедово" Елена Галанова. Отметим, что Галанова подчеркнула, что сотрудники ОПК не являются подчиненными администрации аэропорта, так как полной название службы ОПК ФСБ РФ. "В случае возникновения проблем с пограничным контролем мы стараемся повлиять на ситуацию, однако это не всегда в наших силах", - отметила Галанова. Она также пояснила, что в случае возникновения крайних конфликтных ситуаций, представители аэропорта пишут претензии по работе сотрудников ОПК.
Чтобы пройти паспортный контроль, нашему корреспонденту понадобилось почти полтора часа. Дальше можно было наслаждаться редким и страшным видом, серым и дурно пахнущим туманом, затянувшим все шоссе. Самолетам он, правда, не мешает. Как сообщили представители Росавиации "Интерфаксу" в среду, все аэропорты московского узла ("Домодедово", "Внуково", "Шереметьево", "Быково") работали в штатном режиме. Как отметил представитель Росавиации, видимость в районах аэродромов превышает минимум. В Росавиации добавили, что аэропорты Нижнего Новгорода и Воронежа также работали в штатном режиме. Елена Галанова из "Домодедово" добавила, что с четверга вместе с МЧС РФ "Домодедово" начнет выпускать ежедневную сводку по ситуации в районе аэропорта. Данная сводка будет оперативно распространяться.
Если вам есть, что рассказать нам о работе столичных аэропортов этим жарким и душным летом, вы можете прислать свою информацию на стандартный редакционный адрес https://www.interfax.ru/sendnews.asp
Таксист одной из крупных столичных таксомоторных служб (более 500 машин в парке), рассказал, что в связи с жарой, дымом и туманом в их таксопарке резко возросло число заказов машин с оговоренным кондиционером. Счет за такую машину повышается на 100 рублей. Диспетчеры, по словам водителя, не всегда предупреждают об этом пассажиров, а потому выросло и число конфликтных ситуаций с пассажирами, которые пытаются оспаривать стоимость и без того недешевого проезда до московских аэропортов. Что же касается водителей такси, чьи машины не оборудованы кондиционерами, то они, как рассказал водитель, страдают от резкого снижения выручки. Их машины оказались просто не востребованными. В этой ситуации владельцы таксомоторной службы пошли навстречу таксистам-арендаторам машин и снизили им арендную плату на автомобили. Правда, как отметил таксист, выручка водителей автомашин без кондиционеров в последние дни настолько низка, что эта мера их не спасает. Конкуренты на кондиционированных принимают на себя клиентов, которые мечтают о прохладе в машине.
"Варшавское шоссе, сто, ехать в "Домодедово", нужна машина с кондиционером, кто готов принять заказ?" – подобную фразу с акцентом на кондиционер мы за час поездки от аэропорта услышали не раз. И тихо радовались, что нам – по умолчанию – досталась машина с кондиционером. А то к духоте "Домодедово" мог бы добавиться час или даже два страшной духоты и вони московских дорог.
/Интерфакс/