Росавиация увидела в новых рекомендациях EASA продолжение политики санкций
В этих правилах усмотрено стремление сократить число транзитных рейсов над Россией
Москва. 10 января. INTERFAX.RU - Новые рекомендации Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) по полетам в Россию - часть санкционной политики и направлены на сокращение числа транзитных рейсов через страну азиатских авиакомпаний, считают в Росавиации.
"Данная рекомендация - не что иное, как продолжение политики санкционного давления западных стран на отрасль гражданской авиации России. По своей сути рекомендация является очередной попыткой сокращения количества рейсов азиатских авиакомпаний в аэропорты Евросоюза с использованием Транссибирской системы маршрутов", - сообщил "Интерфаксу" представитель Росавиации.
Такими рекомендациями, по его словам, EASA "просто пытается вернуть конкурентное преимущество для своих компаний, которое было утеряно".
9 января EASA ужесточило руководство по использованию воздушного пространства России, рекомендовав авиакомпаниям облетать города, расположенные западнее 60 градусов восточной долготы - то есть почти всю европейскую часть страны. Рекомендация действует до 31 июля 2025 года и распространяются, в том числе на авиакомпании третьих стран, выполняющие полеты в ЕС. Европейские перевозчики не летают в Россию в результате введенных санкций после 24 февраля 2022 года.
"Особенно "абсурдной" данная рекомендация "с заботой о безопасности" выглядит в условиях непрекращающихся санкций и запретов на поставки запасных частей и комплектующих для воздушных судов, причем не только российских авиакомпаний. То есть EASA "выборочно" смотрит на вопросы безопасности", - добавили в Росавиации.
Российская гражданская авиация "безопасна и находится в общемировом тренде, что подтверждается объективными цифрами статистики", резюмировали в ведомстве.
25 декабря близ Актау разбился Embraer 190 Azerbaijan Arilines. На борту самолета, который следовал из Баку в Грозный, находились 67 человек, 38 из них погибли. В Актау самолет направился после нескольких попыток совершить посадку в Грозном. Не долетев до казахстанского аэропорта около 3 км, он потерпел крушение.
Окончательная версия случившегося станет известна после расшифровки "черных ящиков", но факт в том, что самолет был поврежден с внешней стороны в районе Грозного и фактически потерял управление, заявлял президент Азербайджана Ильхам Алиев. По его словам, лайнер AZAL был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы, а в результате открытого с земли огня сильно пострадала его хвостовая часть.
Транзит через Россию
Через Россию проходит система международных воздушных коридоров (транссибирские, трансазиатские, трансполярные, трансвосточные и кросс-полярные), которые считаются наиболее оптимальными с точки зрения ортодромии. За возможность летать по этим маршрутам РФ (ранее СССР) с 70-х годов взимает с иностранных перевозчиков платежи - так называемые "транссибирские" роялти. Несмотря на это, полеты через российское небо остаются более экономичными для авиакомпаний.
После начала СВО авиакомпании западных стран стали облетать воздушное пространство России - полеты продолжили перевозчики только из "дружественных" стран, в том числе Китая, Индии, Пакистана, Филиппин, государств Ближнего Востока. Это привело к тому, что транзит через российское небо рухнул сначала на 85%, а по итогам всего 2022 года - на 59%, отмечала Росавиация.
В то же время неиспользование кросс-полярных маршрутов увеличило время полета американских авиакомпаний более чем на 2 часа - это привело к дополнительным расходам (в первую очередь на топливо) в размере порядка $40 тыс. за рейс, заявлял глава управления регулирования перевозок и международной деятельности Росавиации Лев Косинов. Обход трансвосточных и трансазиатских маршрутов, по его оценке, увеличило полетное время в среднем на час-полтора.
За 11 месяцев 2024 года число транзитных полетов выросло на 41%, сообщали во ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД). Наиболее загруженные транзитные направления сейчас - те, что соединяют европейские государства со странами Центральной и Юго-Восточной Азии, Индийского субконтинента, уточнял замгендиректора ГК Алексей Буевич. Часть иностранных перевозчиков вернулась к полетам через Россию, среди них - гонконгская Cathay Pacific, говорил он. Появились и новые - в том числе грузовые из Гонконга и Израиля. Несмотря на рост транзита в годовом выражении, в сравнении с "доковидным" и "досанкционным" 2019 годом показатель упал примерно на 70%, также отмечал Буевич.
Три крупнейшие государственные авиакомпании Китая - Air China, China Eastern и China Southern - стремительно расширяют маршруты в Европу, поскольку возможность летать через Россию дает им преимущество в стоимости по сравнению с конкурентами, сообщала ранее в январе Financial Times. Регулярные рейсы этих трех перевозчиков в Великобританию, Испанию и Италию за 9 месяцев 2024 года увеличились на 25-45% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Вместе с тем западные перевозчики, по данным газеты, сократили число прямых рейсов в Китай: Scandinavian Airlines, Lufthansa, British Airways и Virgin Atlantic приостановили некоторые маршруты, ссылаясь на высокие расходы из-за необходимости облетать российское небо.