Целевые значения авиамобильности россиян до 2027 года увеличены на 7%
Москва. 9 января. INTERFAX.RU - Целевые показатели авиационной подвижности населения в России в 2025-2027 годах, заложенные в Единый план по достижению национальных целей развития, увеличены в среднем на 7%, заявил зампред правительства Александр Новак на совещании у президента Владимира Путина.
"В части показателей авиационной подвижности министерство транспорта пересмотрело плановые значения, исходя из фактически достигнутых в 2024 году. В результате планы на ближайшую трехлетку увеличены в среднем на 7%, что обеспечивает ежегодный рост показателей. В Едином плане по достижению национальных целей новая целевая линейка уже зафиксирована, и она также будет зеркально отражена в паспорте нацпроекта "Эффективная транспортная система", - сообщил Новак.
Авиационная подвижность характеризует среднее количество перелетов, совершаемых одним жителем государства, и определяется как отношение количества пассажиров, перевезенных авиакомпаниями страны, к численности ее населения. К примеру, на конец 2021 года общий пассажиропоток российских авиакомпаний составил 111 млн человек, а численность населения, по оценке Росстата, достигала 147 млн человек - коэффициент авиаподвижности, соответственно, был на уровне 0,76. В 2022 году, по итогам которого авиатрафик сократился до 95,1 млн человек, а численность населения была на уровне 146,4 млн, авиамобильность составила 0,65.
9 января глава правительства Михаил Мишустин утвердил Единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Одна из задач плана - увеличение к 2030 году авиаподвижности населения не менее чем на 50% по сравнению с показателем 2023 года при обеспечении доли самолетов отечественного производства в парке российских перевозчиков не менее 50%. Достижению этих целей, как ожидается, должны способствовать строительство новых и реконструкция действующих аэродромов, субсидирование авиаперевозок, поставка российских самолетов за счет федеральной поддержки.
Индикаторы Единого плана, характеризующие достижение показателя*
Статистический индикатор | 2021 | 2022 | 2023 | 2024** | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2035 |
Авиационная подвижность населения, полетов на 1 чел. в год | 0,76 | 0,65 | 0,72 | 0,76 | 0,75 | 0,77 | 0,79 | 0,87 | 0,97 | 1,08 | - |
Доля самолетов отечественного производства в парке российских авиаперевозчиков | - | - | - | 19% | 19% | 20% | 25% | 30% | 37% | 50% | - |
* источник - сайт правительства России
** оценочный показатель
Беспилотники
На совещании у президента Новак также сообщил о новом подходе к созданию посадочных площадок для беспилотников (БАС), предложенном в рамках корректировки нацпроекта "Беспилотные авиационные системы".
"Министерством транспорта и Росавиацией предлагается следующий подход к созданию инфраструктуры для беспилотников: перейти к созданию посадочных площадок без капитального строительства, на основе запросов эксплуатантов, развивать мобильные площадки с привлечением инвесторов. Планируется наращивать объемы и приоритизировать ресурсы уже в ходе реализации проекта, ориентируясь в первую очередь на заказ и потребность беспилотников в различных отраслях экономики", - доложил Новак Путину.
Нацпроект по БАС был утвержден в конце 2023 года. На заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам в декабре прошлого года Путин обратил внимание на резкое снижение целевого показателя "беспилотного" нацпроекта в части количества регионов, оснащенных к 2030 году инфраструктурой для обеспечения полетов дронов - 9 против ранее заявленных 89. Он поручил разобраться с этим вопросом куратору нацпроекта вице-премьеру Виталию Савельеву.
Нацпроект по БАС планируется существенно переработать, анонсировал при этом замглавы Минпромторга Василий Шпак. Главной идеологией "пересборки" должно стать определение "четкого и конкретного перечня сценариев использования БАС, подтверждение этих сценариев конкретным финансово-экономическим расчетом, созданием финансово-экономической модели".
Согласно опубликованному в четверг Единому плану, в 2024 году уровень технологической независимости отрасли БАС должен был достигнуть 37,8%, а в 2030 году, как декларируется, он составит 81,1%.
Статистический индикатор | 2021 | 2022 | 2023 | 2024* | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2035 |
Достигнутый уровень технологической независимости в отрасли БАС | - | - | - | 37,8% | 42,5% | 51% | 59,4% | 67,1% | 75,2% | 81,1% | - |
* оценка