Катастрофа Ту-154: опасения и ошибка экипажа

МАК обнародовал результаты расследования катастрофы Ту-154 Леха Качиньского. Выводы: самолет был исправен, причиной катастрофы стало то, что экипаж лайнера не принял решение об уходе на запасной аэродром

Катастрофа Ту-154: опасения и ошибка экипажа
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 12 января. INTERFAX.RU - Межгосударственный авиационный комитет (МАК) передал Польше окончательный отчет по результатам расследования катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском. "Сегодня в здании Межгосударственного авиационного комитета состоялась передача окончательного отчета по результатам расследования катастрофы самолета Ту-154, бортовой номер 101, Республики Польша, произошедшей 10 апреля 2010 года в районе аэродрома "Смоленск Северный", расследование которой проводилось технической комиссией МАК", - говорится в сообщении на сайте МАК. О результатах расследования руководство МАК рассказало на пресс-конференции в "Интерфакса".

По данным итогового отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК), взрыва или пожара на борту самолета президента Польши Леха Качиньского перед авиакатастрофой не было. "Технической комиссией установлено: самолет перед вылетом из Варшавы был исправен. Отказов самолета, двигателей, его систем в полете не было. Пожара, взрыва, разрушения самолета в воздухе до столкновения с препятствиями не было", - сказала на пресс-конференции в "Интерфаксе" в среду председатель МАК Татьяна Анодина.

Согласно данным МАК, началом экстренной ситуации на борту польского Ту-154 стало непринятие решения экипажем об уходе на запасной аэродром. "В ходе полета экипаж неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения. Несмотря на это, экипаж самолета Ту-154 решение об уходе на запасной аэродром не принял. Это можно считать началом экстренной ситуации на борту", - отметила Анодина. Причиной же подобного поведения экипажа было то, что экипаж опасался негативной реакции польского президента Качиньского в случае ухода на запасной аэродром.

Анодина подчеркнула, что "разрешение на посадку экипажу руководителем полета не выдавалось". "По заключению летных экспертов, подготовка командира к выполнению захода на посадку в сложных метеоусловиях в штурвальном режиме и по неточным системам при отсутствии системы ИЛС была недостаточной. Заход на посадку осуществлялся экипажем с использованием автопилота в продольном и боковых каналах, а также автоматом тяги. Данный тип захода при отсутствии на земле инструментальной системы посадки руководством полетной эксплуатации самолета Ту-154М не предусмотрен", - сказала Анодина. По ее словам, "перед четвертым разворотом экипаж польского самолета Як-40 предупредил экипаж Ту-154М, что, по его оценке, видимость на аэродроме - около 200 метров при минимально установленной для данного аэродрома дальности видимости - 1000 метров". "Данное предупреждение также не повлияло на решение экипажа, который продолжил заход", - добавила председатель МАК.

Дополнительным негативным фактором, по словам Анодиной, стало присутствие в кабине пилотов главкома ВВС Польши, в крови которого было обнаружено 0,6 промилле этилового спирта. "По заключению технических экспертов и авиационных психологов, в том числе Польши, присутствие главнокомандующего Республики Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей, оказало психологическое давление на принятие решения командира о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало", - сказала она.

Правда, судя по расшифровке записей бортовых самописцев, президент Польши конкретного приказа сажать самолет не давал. В ходе пресс-конференции представители МАК продемонстрировали видеозапись - реконструкцию полета борта, переговоров в кабине экипажа, а также саму авиакатастрофу. "Как вы все прослушали, конкретных команд от президента вы не услышали", - сказал Морозов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

Системными же причинами катастрофы МАК считает проблемы в подготовке экипажа. "Имели место существенные недостатки в части подготовки формирования экипажа, контроля готовности к полету и выбора запасных аэродромов. Вылет был произведен без наличия у экипажа фактической и прогнозируемой погоды в аэропорту назначения и актуализированной аэронавигационной информации", - заявила Анодина в среду на пресс-конференции в "Интерфаксе".

МАК объявил завершенным расследование обстоятельств крушения самолета Ту-154 самолета президента Польши под Смоленском. "Комиссия решила считать расследование авиационного происшествия с самолетом Ту-154М Республики Польша, произошедшего 10 апреля 2010 года в районе аэродрома "Смоленск-Северный", завершенным", - заявил на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в среду председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов. Оригиналы бортовых самописцев и фрагменты разбившегося под Смоленском самолета передаются в Следственный комитет России.

Отчет об итогах расследования катастрофы самолета польского президента под Смоленском также будет опубликован на русском и английском языках. По словам Морозова, решение о публикации было принято с учетом общественного резонанса и значимости доведения до общественности результатов расследования.

Анодина отметила, что российская сторона пошла на беспрецедентные меры в рамках расследования данной авиакатастрофы, передав польской стороне 60 томов документации и все записи бортовых самописцев. "В процессе расследования и до его завершения, чему нет примеров в мировой практике, польской стороне через уполномоченного представителя было передано 60 томов документации, 370 наименований и более 20 тыс. страниц", - заявилаона на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в среду, добавив, что "беспрецедентным является факт передачи российской стороной всех записей бортовых самописцев и расшифровки транскрипции переговоров экипажа".

Анодина отметила, что вскрытие "черных ящиков" было произведено в присутствии польского военного прокурора. Кроме того, работа по идентефикации голосов, отметила она, проводилась "именно польскими специалистами, лично знавшими членов экипажа, которые, находясь в очень сложном моральном и психологическом состоянии, слушали голоса своих погибших товарищей". "Предоставлена возможность познакомиться с необходимыми документами, имеющими отношение к делу, включая документы ограниченного доступа. Профессионального языкового непонимания не было", - сказала она.

По словам Анодиной, идентичность записей бортовых самописцев, которые были переданы Польше с подлинником, находящимся в сейфе, опечатанном польской военной прокуратурой, неоднократно проверялась и была зафиксирована совместным протоколом, подписанным МАКом и польской стороной. Глава МАК отметила, что к расследованию авиакатастрофы были привлечены авиационные специалисты научно-технических и исследовательских институтов России и Польши, а также США и международные эксперты.

Алексей Морозов в дополнение к этому отметил, что замечания польской стороны к расследованию катастрофы самолета президента Польши Леха Кочиньского носили не технический характер, а были направлены на установление степени вины участников происшествия. "Комиссия очень внимательно рассмотрела все замечания. В основном замечания не носят технический характер, а направлены на установление доли вины или ответственности отдельных лиц или сторон", - сказал Морозов в ходе пресс-конференции. Он подчеркнул, что технические аспекты, которые были в замечаниях и касались каких-то цифр или дополнений, "они все были учтены в окончательном отчете".

Следственный комитет

Следственный комитет РФ, в рамках расследования авиакатастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского, направит материалы на проведение авиационно-технической судебной экспертизы. "После изучения окончательного отчета технической комиссии следствием будет назначена авиационно-техническая судебная экспертиза", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

По его словам, следственные органы при необходимости направят обломки и другие вещественные доказательства с места крушения Ту-154 на судебную экспертизу. "В рамках уголовного дела по этим предметам при необходимости будут назначены соответствующие судебные экспертизы", - сказал Маркин. Он пояснил, что Главное следственное управление СК РФ получило окончательный отчет техкомиссии о причинах катастрофы Ту-154 с замечаниями польской стороны. "Вместе с отчетом в распоряжение следствия возвращаются вещественные доказательства, переданные ранее технической комиссии. В частности, комиссии следствием передавались изъятые с места происшествия фрагменты самолета, оборудования, бортовые самописцы и другие материалы", - сказал Маркин. Он отметил, что за время расследования авиапроисшествия компетентным органам Польши уже направлено 28 томов копий материалов дела и еще 30 томов подготовлено к отправке. "Российские следователи готовы и в дальнейшем к сотрудничеству со своими польскими коллегами", - сказал Маркин.Он подчеркнул, что окончательные выводы СК РФ о причинах крушения и виновных в нем будут сделаны позже, после завершения всех необходимых следственных действий.

Предыстория

Самолет президента Польши Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский летел на траурные мероприятия в Катынь, где похоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году. В тот же день по поручению президента РФ Дмитрия Медведева была создана государственная комиссия по установлению причин катастрофы.

В соответствии со стандартом 6.4 приложения 13 к конвенции о международной гражданской авиации, на основании положений которого, по решению правительств РФ и Польши, проводилось расследование, окончательный отчет направлен председателем технической комиссии в адрес уполномоченного представителя Польши через посольство Польши в России, отмечают в МАК. Осенью прошлого года в Москве уполномоченному представителю Польши Эдмунду Клиху был передан проект отчета по итогам расследования технической комиссией МАК катастрофы самолета Качиньского. Замглавы МАК Олег Ермолов заявил тогда, что техническая комиссия МАК, все ее рабочие подкомиссии и экспертные группы завершили работу по расследованию катастрофы самолета.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });