Криминальная фишка Лопахина
Что общего может быть у ограбления банка и постановки чеховского "Вишневого сада"? Оказывается, и такие параллели и совпадения могут быть весьма уместны
Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU – Режиссер Малкольм Венвилль, снявший несколько лет назад "44 дюйма", на этом попытки пересказа криминальных анекдотов решил не оставлять, вот и новая его картина продолжает живописание нелепостей, сопутствующих воплощению нелегальных замыслов героев. На этот раз, правда, к истории одного ограбления решили добавить немного мучительной бессмысленности чеховских героев.
Итак, Генри, проводящий рабочее время в билетной кабинке на шоссе и коротающий остальную часть дня с молчаливой женой, страстно желающей завести детей, так же незаметно оказывается главным обвиняемым по делу об ограблении банка в Буффало и мужем, получившим логичную, по общему разумению, отставку. Муж в тюрьме, вроде как, уже и не муж вовсе. Киану Ривз, который и есть наш герой Генри, при этом кажется абсолютно логичным продолжением своего персонажа в предпоследней картине с участием Ривза, там он примерно с таким же безразличным лицом снимает рубашку, обнажая Иисуса во всю спину. Вот такой сейчас Киану Ривз. В тюрьме Генри знакомится с неплохо адаптировавшимся ко вполне приемлемым условиям Максом. Макс (Джеймс Каан) на волю совершенно не торопится, хотя бы потому, что делать ему там абсолютно нечего, а единственной его заботой является прохождение регулярной комиссии, выпроваживающей заключенных на ненавистную свободу по УДО.
Общение для обоих плавно перерастает во взаимное перевоспитание, и тихоня Генри решается все-таки взять банк, за ограбление которого он уже осужден, а бойкий старик Макс все-таки выходит на волю, чтобы не оставить нового приятеля Макса наедине с собственной неприкаянностью. Шансов у этой парочки не было бы никаких, если бы не знакомство с Джулией (Вера Фармига), которая в театре, как раз по соседству с банком, вымучивает из себя Раневскую на грани нервного срыва и одержимо грезит покорением голливудских холмов.
У "Криминальной фишки Генри" как будто бы и нет никаких шансов на то, что бы претендовать на свое место в памяти, и уж тем более, вечности. Финал этой отнюдь не поучительной истории выглядит совсем уж бутафорским, как любая очередная перепостановка чеховского "Вишневого сада", неважно в театре Буффало или на подмостках ДК Вышнего Волочка. Героического и криминального в поступках Генри и его товарищей примерно поровну, то есть, довольно мало. С другой стороны, Венвилль, кажется, не слишком и заморачивается, мол, да, вот такие вот они неудачники, когда собираются больше двух, то могут и классику лихо переписать, почти что с больной головы на здоровую. Что-то похожее позволил себе Барт Фрейндлих в своем фильме "Доверься мужчине", в котором две пары, судорожно проясняя тривиальные коллизии совместной жизни, в конце концов, заканчивают таким же залихватским переписыванием чуть ли не Ибсена буквально на сцене. Понятное дело, что прием этот, довольно-таки потрепанный и никчемный, в некоторых хрестоматийных примерах из жизни якобы простых смертных все-таки имеет право на существование, хотя бы потому, что существование по четко расписанному классическими драматургами ходу действия порой бывает достаточно утомительным.
Обозреватель Полина Грибовская