Огонь проверок по аэропортам

Представители крупнейших российских авиакомпаний вызваны в прокуратуру для дачи объяснений по фактам нарушениях законодательства в сфере обслуживания пассажиров

Огонь проверок по аэропортам
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU - Генпрокуратура РФ сообщила о многочисленных нарушениях законодательства в сфере обслуживания пассажиров в аэропорту "Домодедово". "В настоящее время в аэропорту "Домодедово" уже выявлены многочисленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров со стороны авиакомпаний "Трансаэро", "Сибирь", "ВИМ-Авиа", "Оренбургские авиалинии", "Ютэйр", - говорится в сообщении, размещенном в среду на сайте Генпрокуратуры РФ. Проверка показала, что эти авиакомпании не в полной мере предоставляли пассажирам задержанных рейсов услуги, установленные Федеральными авиационными правилами. Так, люди не могли получить напитки и горячее питание. Большинство граждан не имели возможности воспользоваться комнатой матери и ребенка, гостиницей. В ряде случаев обеспечение продуктами пассажиров взяли на себя аэропортовые службы. Между тем, именно авиакомпании, которые имеют лицензии на право перевозки пассажиров, обязаны выполнять указанные выше требования.

Хроники коллапса:

Ситуация в аэропорту "Домодедово" - рассказы очевидцев. Фото

Ситуация в аэропорту "Шереметьево" - рассказы очевидцев. Фото

История одного пассажира - специальный репортаж для "Интерфакса"

Реакция властей

За перечисленные нарушения в отношении авиакомпаний "Трансаэро" и "Оренбургские авиалинии" уже возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей). "Представители всех авиакомпаний вызваны в прокуратуру для дачи объяснений по данным фактам", - заявило надзорное ведомство.

Помимо этого о намерении проверить аэропорты заявило и Московское областное управление ФАС, которое заинтересовалось вопросом обоснованности повышения цен на продукты питания и напитки в московских аэропортах во время массовых задержек авиарейсов. Как сообщило управление, "принято решение провести внеплановые проверки компаний, осуществляющих розничную реализацию продуктов питания и напитков на территории аэропортов Московского авиаузла, на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ при установлении цен". "Сложившаяся ситуация в аэропортах, вызванная погодными условиями, не может являться причиной экономически обоснованного повышения цен на продукты питания и напитки", - говорится в сообщении. Управление также направило письма в адрес аэропортов Московского авиаузла "о необходимости проведения мероприятий превентивного характера, направленных на недопущение необоснованного роста цен на продукты питания и напитков".

Помимо этого в среду стало известно, что коллегия Счетной палаты РФ 14 января планирует рассмотреть вопрос о включении в план работы на 2011 год контрольных мероприятий, целью которых станет выявление эффективности использования средств федерального бюджета и федеральной собственности для организации воздушных перевозок в аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево". Как сообщили "Интерфаксу" в Счетной палате, соответствующее предложение выдвинул глава контрольного органа Сергей Степашин. В фокусе проверок будут законность, целевой характер и эффективность расходов бюджета на реализацию законодательства в сфере гражданской авиации, в том числе Федеральных авиационных правил, а также законодательства о защите прав потребителей при осуществлении воздушных перевозок, сообщили в СП. Проверки затронут как деятельность Минтранса, Ространснадзора и Росавиации, так и ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево", ОАО "Терминал", ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и других компаний. Контрольные мероприятия пройдут под руководством аудитора Счетной палаты Сергея Рябухина.

Ранее стало известно, что транспортная прокуратура выявила многочисленные нарушения в двух столичных аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево", сообщил "Интерфаксу" в среду источник в правоохранительных органах. "В ходе проверки аэропортов "Домодедово" и "Шереметьево" прокуратурой выявлены многочисленные нарушения прав пассажиров и федеральных авиационных правил", - сказал собеседник агентства. По его словам, уже подготовлено представление в адрес руководства аэровокзального комплекса "Домодедово" об устранении вскрытых недостатков. "Кроме этого, готовятся материалы о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц аэропорта и некоторых авиакомпаний", - сказал источник.

Что касается "Шереметьево", то там, отметил собеседник агентства, "выявлено еще больше нарушений, в связи с чем проверка займет больше времени". "В частности, в "Шереметьево" установлены факты взимания платы за хранение багажа с пассажиров задержанных рейсов. Кроме этого, поступило несколько жалоб от пассажиров, заявивших о пропаже имущества из багажа", - сказал собеседник агентства. По его словам, нарушения выявлены и в работе некоторых авиакомпаний, в первую очередь "Аэрофлота", "руководство которого, мягко говоря, проявило в сложной ситуации непрофессионализм".

В результате прошедшего в выходные дни ледяного дождя, создавшего проблемы с электроэнергией Москвы и близлежащих областей, работа "Домодедово" и "Шереметьево" была практически парализована. Сотни рейсов были задержаны, в аэропортах скопились тысячи людей, ожидающих вылета. Пассажиры жаловались на отсутствие воды, еды, а также информации о вылетах рейсов. Накануне официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева сообщила, что Генпрокурор РФ Юрий Чайка взял на контроль прокурорскую проверку в связи с массовыми задержками рейсов в аэропортах московского авиаузла. "По указанию генпрокурора РФ московская межрегиональная транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства об авиаперевозках и обслуживании пассажиров авиакомпаниями и аэровокзальными комплексами "Домодедово" и "Шереметьево", - сказала Гриднева "Интерфаксу". По ее словам, работа прокуроров направлена прежде всего на скорейшее урегулирование ситуации, сложившейся из-за задержки рейсов. "В первую очередь решаются вопросы об отправке пассажиров", - подчеркнул официальный представитель Генпрокуратуры РФ. Проверяется также соблюдение прав пассажиров на обеспечение их питанием, водой, предоставлением комнаты матери и ребенка, мест для багажа в камере хранения, номеров в гостинице.

В аэропорт "Домодедово" выехал московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков для координации деятельности по организации проверочных мероприятий, сказала Гриднева.

Президент России Дмитрий Медведев ранее поручил Ю.Чайке проверить работу московского авиаузла и связанных с ним компаний, сообщили в пресс-службе Кремля. Предметом проверки должно стать исполнение законодательства об авиаперевозках и обслуживании пассажиров, оказавшихся в непростой ситуации, отметили в пресс-службе президента.

Напомним, что проверку проводит и Роспотребнадзор, возбудивший уже 14 административных дел в сфере защиты прав потребителей в части недоведения необходимой достоверной информации. Глава ведомства Геннадий Онищенко заявил, что у Роспотребнадзора есть претензии к авиакомпаниям "Аэрофлот" и "Трансаэро". "Претензий больше всего к "Аэрофлоту" и "Трансаэро". У "Аэрофлота" больше всего отмен рейсов, а "Трансаэро", которая работает на базе "Домодедово", вообще никак не работает с пассажирами", - сообщил он "Интерфаксу" в среду. "Проверка "Домодедово" и "Шереметьево" будет продолжена до полной нормализации ситуации в этих аэропортах", - сказал Онищенко.

Пока компетентные службы пытаются разобраться, кто виноват в произошедшем, люди, которые должны были вылететь из Москвы, продолжают получать сообщения об отмене своих рейсов, а также выяснять весьма неприятные нюансы ситуации. Так, сотрудники "Аэрофлота" сообщают пассажирам отмененных рейсов в Европу, что они не смогут воспользоваться обратными билетами, купленными в компании. Как сообщили "Интерфаксу" в среду пассажиры отмененных рейсов в европейские города, сотрудники "Аэрофлота" сообщили им, что так как они не воспользовались билетом из Москвы, то они не смогут воспользоваться и уже купленными билетами в обратном направлении. "Вы покупали билет туда-обратно, а так как вы не воспользуетесь билетом из Москвы, вы должны будете сдать оба билета", - говорят сотрудники "Аэрофлота". На вопрос пассажиров: "Наш рейс отменен не по нашей вине, а по инициативе "Аэрофлота", сотрудники авиакомпании отвечают: "Таковы наши правила".

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });