СЕО "Ростелекома": мы хотим стать самыми привлекательными по дивидендной доходности в телекоме

Михаил Осеевский рассказал, за счет чего компания наращивала выручку на стагнирующем рынке

СЕО "Ростелекома": мы хотим стать самыми привлекательными по дивидендной доходности в телекоме
Михаил Осеевский
Фото предоставлено пресс-службой Ростелекома

Москва. 6 марта. INTERFAX.RU - "Ростелеком" во вторник представил финансовые и операционные результаты за 2017 год. Объявление итогов совпало с годовщиной пребывания на посту президента компании Михаила Осеевского. Результаты оператора превысили как собственные ожидания компании, так и прогнозы аналитиков.

В течение года занималась подготовкой новой пятилетней стратегии, которая будет представлена 21 марта. Основная ее задача - гармонизации с госпрограммой "Цифровая экономика" при сохранении привлекательности с точки зрения дивидендных доходов. В интервью "Интерфаксу" Михаил Осеевский рассказал, за счёт чего "Ростелеком" наращивал выручку на стагнирующем рынке, как новая стратегия группы скажется на трансформации компании и о планах на 2018 год.

- В течение года "Ростелеком" сохранял прогноза роста выручки на уровне 1-,1,5%, что выглядело довольно консервативным. По итогам 2017 года вы перевыполнили прогноз. Как вы сами оцениваете результаты компании?

- Мы действительно в течение трех кварталов 2017 года давали довольно взвешенные прогнозы по результатам года, и считаем такой подход правильным. При этом результаты всех трех кварталов по выручке оказались лучше, чем наши собственные прогнозы, и лучше, чем ожидания аналитиков: нам удавалось расти на 4-5% год к году. И в целом год получился успешным: выручка превысила психологически важный рубеж и составила более 305 млрд рублей (на 3% больше, чем в 2016 году).

- Чем был обусловлен рост?

- Продолжающейся трансформацией компании. Компания продолжила наращивать доходы от цифровых и контентных услуг, их доля в общей выручке составила уже 47%. Доля традиционной телефонии снизилась до менее чем 26% в выручке. За прошлый год доходы от телефонной связи уменьшились на 9 млрд рублей, и мы не просто компенсировали это снижение, а добились роста общей выручки за счет перспективных сегментов. Снижение абонентской базы по фиксированной телефонии мы рассчитываем компенсировать в MVNO. В 2017 году стационарных телефонов стало меньше примерно на 1,5 млн, а количество мобильных абонентов приросло на 0,8 млн, оптимально было бы достичь паритета между фиксированным оттоком и мобильным приростом.

На этом фоне важно, что мы обеспечили OIBDA и поддержали нашу рентабельность по этому показателю фактически на уровне 2016 года. Капитальные вложения, в полном соответствии с нашим прогнозом, составили менее 20% выручки. В результате добились роста чистой прибыли на 15% - до 14,1 млрд рублей. Достигнутые результаты позволяют говорить, что "Ростелеком" вышел на траекторию роста основных финансовых показателей, благодаря изменениям в структуре выручки в пользу цифровых сервисов и контента.

- Какой результат по свободному денежному потоку (FCF)?

- Мы существенно улучшили результаты по сравнению с 2016 годом: свободный денежный поток вырос более чем в 1,5 раза - до 20,4 млрд рублей (13,3 млрд рублей годом ранее). Хотел бы напомнить, что чистый денежный поток является основой для расчета дивидендных выплат в рамках действующей дивидендной политики.

- Ваша новая стратегия будет предполагать и дальнейшее увеличение выручки в цифровом сегменте?

- Да, конечно. Мы гармонизируем обновленную стратегию с программой "Цифровая экономика Российской Федерации", в реализации которых наша компания будет играть одну из ключевых ролей. По итогам 2017 года облачные продукты показывают вообще феноменальный рост на уровне 26% год-к-году. В сегменте В2С у нас по-прежнему очень мощным драйвером роста является IPTV и другие продукты телесмотрения, "видео-по-запросу". Доходы от ТВ и видеоконтента по-прежнему растут двузначными темпами (плюс 16% к 2016 году). Даже в таком сегменте, как ШПД, который в целом достигает насыщения, удалось увеличить темпы роста выручки до 6% год к году (годом ранее рост был 5%). Рост в сегменте ШПД обеспечивает активное подключение абонентов по оптическим технологиям доступа. Конечно, мы будем диверсифицировать нашу продуктовую корзину во всех сегментах с целью наращивания выручки. Планируем представить новую стратегию компании 21 марта.

- Какой у вас прогноз по динамике выручки в 2018 году?

- Мы считаем, что в 2018 году нам удастся нарастить выручку не менее чем на 2%, маржинальность по OIBDA мы планируем сохранить на уровне 31,5-32%.

- А это скажется на вашей дивидендной политике?

- У нас дивидендная политика многофакторная (предусматривает выплату владельцам обыкновенных акций в 2016-2018 годах не менее 75% от свободного денежного потока и не менее 45 млрд рублей за три года - ИФ). Мы исходим из того, что акции "Ростелекома" должны быть одними из самых привлекательных в отрасли с точки зрения дивидендной доходности. Будем развиваться в эту сторону.

- Как оцениваете влияние Tele2 на финансовые результаты?

- 2017 год у Tele2 был в целом удачным: они показали хорошую маржинальность по показателю OIBDA - на уровне 25%. Компания нарастила и выручку, и количество клиентов. За 2017 год она покажет убыток, но это гораздо лучшие результаты, чем было ранее.

- Когда ожидаете снижения негативного эффекта от Tele2?

- Мы считаем, что в 2018 году Tele2 покажет прибыль.

- Каким будет рост облачных и VAS-сервисов в 2018 году?

- Рассчитываем, что двузначные темпы роста сохранятся. Мы считаем, что "Ростелеком" будет игроком номер один на российском рынке дата-центров и облачных услуг, как по количеству стоек, так и по финансовым показателям. Мы много усилий приложили к внутренней реорганизации, четко выстроили работу с корпоративными и государственными клиентами, определили, с кем работаем на уровне корпоративного центра, а где работают регионы. Вообще, целевым драйвером роста бизнеса компании в ближайшие годы будет корпоративный сегмент.

- Рассматриваете ли вы возможность приобретений на этом рынке, или нацелены скорее на органический рост?

- Главным образом ориентируемся на органический рост. Но мы готовы к М&А, если это дает долю рынка и увеличение доходов. Другое дело, что у нас серьезные технические требования. Мы много смотрели дата-центров, но, к сожалению, большинство из них не соответствуют нашим критериям - например, устарели.

- Закладываете ли в бюджет затраты на реализацию "закона Яровой"? Как вообще оцениваете эффект от его принятия на бизнес?

- "Пакет Яровой" скажется негативно на экономике всех операторов. Мы пока в бюджет 2018 года расходы не закладывали, потому что нет нормативных документов, четко описывающих технические требования и параметры, без них сложно корректно определить уровень затрат.

- Какие еще сегменты телеком-бизнеса считаете перспективными?

- Мы нацелены на то, чтобы вывести сотрудничество с государственными заказчиками на новый - более высокий и интеллектуальный - уровень. "Ростелеком" готов не просто предлагать эффективные инфраструктурные решения, а делать сложные, комплексные цифровые системы "под ключ". Один из наглядных примеров - работа компании по предоставлению сервисов "электронного правительства", единого портала госуслуг. Недавно мы приступили к реализации комплексного проекта "цифровая прокуратура" совместно с Минкомсвязи, который предусматривает цифровую трансформацию органов и организаций прокуратуры. Мы сейчас общаемся с целым рядом крупных федеральных органов, которые, во-первых, понимают привлекательность сервисной модели, а во-вторых, уже видят в нас глобального игрока не только на рынке телеком-услуг, но и на рынке IT-услуг, который может решить задачу "под ключ".

- Именно в эту концепцию укладывается ваша покупка мобильной ОС Sailfish?

- В том числе и приобретение Sailfish хорошо укладывается в эту логику. Сегодня цифровой проект не может быть основан только на фиксированных технологиях, мобильная часть - обязательное условие его успешности. Мы хотим создать качественный продукт, мобильную операционную систему, на 100% российскую, отвечающую всем требованиям по безопасности и защищенности. Мы рассматриваем развитие отечественной ОС как вопрос стратегический и для компании, и для страны в целом. Конечно, мы будем ориентироваться в первую очередь на потребности государства и бизнеса, но вообще хотим сделать продукт, который будет удобным для человека.

- Сейчас активно обсуждают предстоящее строительство 5G. Вы готовы к совместному с операторами строительству?

- Мы исходим из того, что каждой компании нецелесообразно строить сети пятого поколения в одиночку, никакая экономическая модель этого не выдержит. Мы активно контактируем с нашими коллегами и убеждаем, что правильно техническую инфраструктуру делать общей. Вообще, уже сейчас мы активно развиваем сотрудничество с "большой четверкой" по сервисной модели: берем у них в регионах техническую инфраструктуру на обслуживание, они экономят, а мы получаем дополнительную выручку. Но в части 5G пока преждевременно говорить о конкретике.

- Вы будете тестировать 5G на частотах приобретенного в 2015 году Freshtel?

- Да, у группы Freshtel хороший частотный ресурс как раз для развития 5G. Сегодня эта группа активно участвует в создании тестовых зон 5G в Иннополисе, в Сколково и на территории Эрмитажа. В ближайшее время мы приступаем к практическим натурным испытаниям в этих зонах.

- Как отражается на ваших результатах реализация стратегия отказа от лишней недвижимости?

- Очень позитивно. Во-первых, сокращаются расходы на ее содержание, во-вторых, мы увеличиваем выручку. В 2017 году мы продали больше, чем в 2016 году - на 9,4 млрд рублей. Из них частично за счет увеличения капитала совместного предприятия со "Сбербанк Капиталом", и частично - за счет продажи. На рынке продали недвижимости на 4 млрд рублей. Но с каждым годом остаются все более и более сложные объекты, находящиеся за пределами больших городов, на них и спрос меньше.

- Объявление итогов года компании совпало с годовщиной вашего пребывания на посту президента "Ростелекома". Вы довольны результатами?

- Конечно, оценивать должны акционеры. Для таких больших компаний как "Ростелеком" один год это не очень большой срок. Я часто сравниваю "Ростелеком" с авианосцем, управлять которым нужно очень аккуратно, он не может совершать резких движений. Компания уверенно идет по пути цифровой трансформации, год был удачный, но это в первую очередь результат работы большой команды. Для меня работа в "Ростелекоме" очень интересный опыт и вызов.

- Какие ключевые проекты и задачи 2018 года вы бы отметили?

- Ближайшая ответственная задача - обеспечить корректную работу системы видеонаблюдения на выборах президента, у нас на этом направлении задействованы тысячи специалистов на всех уровнях. Как я уже говорил, мы скоро представим обновленную стратегию компании. Большие планы по реализации программы "Цифровая экономика", по ее отраслевому наполнению. Из инфраструктурных проектов национального значения - это продолжение проекта устранения цифрового неравенства (высокоскоростной интернет до малых сельских населенных пунктов) и продолжение подключения к быстрому интернету лечебно-профилактических учреждений по всей стране. Летом, если с погодой все будет в норме, будем заниматься очень сложным проектом - строительством подводной волоконно-оптической линии на Курилы.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок