Заместитель генсека ООН: Ливан постоянно подвержен риску проникновения экстремистов из Сирии

Сигрид Кааг оценила роль России в разрешении ливанского кризиса и рассказала об усилиях Бейрута по борьбе с террористами в условиях продолжения военных действий в Сирии

Заместитель генсека ООН: Ливан постоянно подвержен риску проникновения экстремистов из Сирии
Сигрид Кааг
Фото: Reuters

Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU - Заместитель генерального секретаря ООН, спецкоординатор по Ливану Сигрид Кааг дала интервью корреспонденту "Интерфакса" Михаилу Качурину, в котором выразила надежду на дальнейшее содействие России урегулированию кризиса в Ливане, рассказала об угрозе проникновения экстремистов из соседней Сирии и об отношении ООН к участию "Хезболлы" в сирийском конфликте.

- Г-жа Кааг, в Москве Вы провели встречу с заместителем министра иностранных дел Михаилом Богдановым и директором Департамента международных организаций МИД Александром Панкиным. Какие вопросы удалось обсудить?

- Мы поддерживаем регулярный диалог с Россией как с важным членом СБ ООН, который играет одну из ведущих ролей на международной арене. Развитие событий в Ливане всегда тесно связано с событиями в других частях региона. Вот уже пять лет продолжается конфликт в Сирии, и международное сообщество всегда подчеркивало, как хорошо Ливан смог противостоять проблемам. Однако стабильность в Ливане нельзя воспринимать как должное, так что целью моей поездки было поддержание диалога, анализ событий и определение того, как вовлеченность России может поддержать Ливан в решении его самых первостепенных задач, включая выборы президента, а также задачу поддержания стабильности и безопасности в стране. Мы обсудили регион и развитие ситуации, а также возможности, которые есть у Ливана, и ответственность, которую несут все политики.

- Ливан уже почти два года пребывает в политическом кризисе. Парламент не может выбрать нового президента из-за отсутствия кворума на заседаниях. Какую роль может сыграть Россия в решении этого кризиса? Считаете ли Вы, что Москва может использовать свое влияние на ливанские политические силы?

- Россия всегда играла важную роль и продолжает делать это. Связи очень крепкие, происходит постоянный обмен мнениями с Россией в качестве члена СБ ООН и Международной группы поддержки Ливана. ООН и Россия имеют общие цели и направляют одинаковы сигналы о том, что сами ливанцы должны постараться найти способы прийти к компромиссу и положить конец президентскому вакууму. СБ ООН постоянно указывает ливанским парламентариям на необходимость участвовать в заседаниях и голосовать по кандидатуре нового президента, и Россия активно поддерживает эти усилия.

- Конфликт в соседней с Ливаном Сирией продолжается уже пять лет. Насколько ООН обеспокоена угрозой проникновения на ливанскую территорию боевиков Исламского государства (организация запрещена в РФ) и других террористических группировок? Что может быть сделано, чтобы этого не допустить?

- Надо взглянуть на влияние сирийского кризиса на Ливан в целом. Ливан принял более 1,1 млн сирийских беженцев. Влияние затянувшегося присутствия беженцев оказывает существенное влияние на социально-экономическую ткань общества и на стабильность в Ливане. Но, как мы всегда говорим, мы ожидаем прогресса на политическом треке в Сирии.

Что касается, предполагаемого проникновения экстремистов, то такой риск есть у многих стран региона. Ливан постоянно подвержен такому риску, однако ливанская армия проделывает феноменальную работу по обеспечению безопасности и защите территориальной целостности. Ливанским вооруженным силам оказали существенную поддержку и очень важно, что это продолжается.

Я думаю, министр обороны Ливана, выступая на Московской конференции по безопасности, направил очень четкий сигнал всему международному сообществу: поддержите ливанские силы, предоставьте нам оборудование, информацию, разведданные. Я от имени генсека ООН всегда обеспечиваю, чтобы этот вопрос поднимался на самом высоком уровне. У нас нет данных о риске проникновения экстремистов, но можно представить, каков этот риск у небольшой страны, находящейся по соседству с государством, где идет война и где сражаются различные экстремистские группировки. Однако вооруженные силы Ливана справляются очень хорошо. Тем не менее, это указывает на важность политического процесса в Сирии и на важность своевременных инвестиций в Ливан и выполнения обещаний по оказанию финансовой помощи, данных на конференции стран-доноров Сирии в Лондоне, чтобы страна могла стабилизироваться.

- Полагаете ли Вы, что Россия может сыграть существенную роль в обеспечении потребностей ливанской армии?

- Россия сама должна определить это, но вопрос оказания помощи Бейруту обсуждается через группу поддержки Ливана, в рамках которой ряд стран группы предоставили и могут предоставить помощь ливанским вооруженным силам. Приглашение для стран открыто, но я не хочу касаться двусторонних обсуждений о конкретных потребностях.

- Боевики "Хезболлы" сражаются в Сирии наряду с сирийскими военными. Насколько ООН обеспокоена такой вовлеченностью ливанского движения в сирийский кризис?

- Генсек ООН недавно призывал абсолютно всех ливанцев, сражающихся в Сирии, вернуться обратно. Этот призыв содержится в последнем докладе генерального секретаря и будет содержаться в следующем докладе, который будет опубликован через две-три недели. В то же время, государственные институты Ливана, в том числе вооруженные силы, должны быть укреплены, и оружие не должно находиться за пределами полномочий государства.

- Израиль неоднократно высказывал опасения относительно попадания в руки "Хезболлы" современного оружия из Сирии и Ирана. На Ваш взгляд, какова вероятность этого? Что может быть сделано, чтобы не допустить такого сценария?

- В целом, борьба с нелегальным проникновением оружия может вестись путем усиления границ. Международное сообщество помогает ливанцам усилить контроль на границах и управление безопасностью. Израиль информирует ООН о своих данных относительно предполагаемого владения "Хезболлой" современными вооружениями, однако наша организация не уполномочена независимо проверить эту информацию. Что касается факторов риска для нас, то это нарушения обеими сторонами резолюции 1701, но прежде всего это риск сделать ошибочные выводы, что может повлечь за собой разрушительные последствия как для народа Ливана, так и для народа Израиля. Это часть нашей роли - участвовать в решении конфликта искать пути достижения значимого прогресса в выполнении резолюции 1701.

- После того, как режим прекращения огня в Сирии оказался под угрозой срыва, США и Россия договорились о "режиме тишины" в некоторых районах Сирии. Как Вы можете оценить эту инициативу? Сможет ли она способствовать стабилизации в регионе?

- Я высоко ценю и уважаю усилия моего коллеги Стаффана де Мистуры по поиску политического решения кризиса в Сирии и поддержку и руководящую роль России и США. Я думаю, подробно на этот вопрос может ответить де Мистура. Политический процесс очень важен не только для людей Сирии, но и для будущего всего региона. Ливану он может пойти только на пользу.

- Какова сейчас ситуация с сирийскими беженцами в Ливане? Продолжают ли они прибывать на ливанскую территорию? Имеют ли место случаи, когда сирийцы, наоборот, возвращаются на родину, в места, освобожденные от террористов?

- Во-первых, нужно выразить признательность отзывчивости, выдержке и стойкости ливанского народа, который принял у себя 1,1 млн зарегистрированных сирийских беженцев вдобавок к палестинским и иракским беженцам. Стабильность страны подвергается испытаниям. С 2012 года сирийским беженцам оказали финансовую помощь более чем на 3 млрд долларов, из которых 1,3 млрд долларов были выделены в прошлом году. На конференции стран-доноров Сирии, состоявшейся в феврале этого года в Лондоне, страны обязались выделить существенную помощь. Мы видим, что международное сообщество хочет помочь и самому сирийскому народу, и соседним с Сирией странам. Граница Ливана с Сирией для беженцев закрыта с января 2015 года, они допускаются лишь в исключительных случаях. Что касается возвращения беженцев в Сирию, то нам об этом не известно. Это не значит, что это не произойдет, но в данный момент мы не видим возвращения беженцев.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок