Посол Египта: после инаугурации ас-Сиси в отношениях Каира с Москвой будет сильный прорыв
Мухаммед эль-Бадри рассказал о том, что ждет российско-египетские отношения после инаугурации нового египетского лидера, о сотрудничестве двух стран и о позиции Каира по украинскому кризису.
Москва. 5 июня. INTERFAX.RU - Посол Египта в Москве Мухаммед эль-Бадри по итогам прошедших в этой стране президентских выборов, победу на которых одержал министр обороны маршал Абдель Фаттах ас-Сиси, рассказал специальному корреспонденту "Интерфакса" Андрею Барановскому о том, что ждет российско-египетские отношения после инаугурации нового египетского лидера, а также о сотрудничестве двух стран в военной и энергетической сферах, а также о позиции Каира по украинскому кризису.
- Каковы перспективы развития российско-египетских отношений после победы Абделя ас-Сиси на президентских выборах в Египте?
- Хочу отметить, что я лично в ходе контактов с маршалом ас-Сиси почувствовал его искреннее желание укреплять отношения с Россией. Это было заметно не только во время его последнего визита в Москву, но и после этого визита, когда в ходе наших постоянных контактов с Каиром оттуда регулярно приходили подтверждения намерений укреплять и развивать отношения с Россией.
Думаю, что после инаугурации нового президента в отношениях между нашими странами будет сильный прорыв, потому что это отражает как волю политического руководства России, так и политическую волю нового руководства Египта.
- Между Россией и Египтом всегда были тесные отношения, но все же их пик приходился на времена СССР. Во времена президентства Хосни Мубарака Египет больше склонялся в сторону сотрудничества с США, когда у власти был Мохаммед Мурси, российско-египетские отношения тоже нельзя было назвать тесными. Как Вы считаете, могут ли российско-египетские при новых властях в Вашей стране вернуться на тот уровень, на котором они были при Советском Союзе?
- Начиная с революции прошлого года, Египет стремится развивать многовекторную политику в своих отношениях с другими странами, то есть диверсифицировать свои отношения с международными и региональными игроками.
Россия – это международная держава, и Египет заинтересован в построении хороших и крепких отношений с такой страной.
Позвольте через Вас направить послание всему российскому народу о том, что отношения между Каиром и Москвой – это особые отношения.
Вместе с тем, думаю, что говорить о том, чтобы взять за образец отношения, которые были с Советским Союзом, нецелесообразно.
- Не планируется ли в ближайшее время личных контактов между лидерами наших стран?
- Надо сказать, что президент Путин был одним из первых, кто поздравил маршала ас-Сиси с избранием. У них выстроены добрые отношения. Так что думаю, что эти контакты состоятся.
- Но пока никаких конкретных планов нет?
- Пока до момента инаугурации ничего не планируется, но думаю, что сразу после инаугурации можно будет вернуться к этому вопросу.
- После встреч глав МИД и Минобороны России и Египта много говорилось о возможности заключения крупных соглашений в оружейной сфере. Назывались цифры от $2 до $3 млрд. Подписаны ли соответствующие контракты, и если да, то когда они начнут исполняться?
- Переговоры по этому вопросу ведутся между министерствами обороны двух стран, поэтому предлагаю пока оставить этот вопрос. Как говорится, всему свое время. Когда будут достигнуты определенные результаты, о них будет объявлено.
- То есть, пока никаких контрактов не подписано?
- Думаю, что в ближайшее время станет известно, заключены ли эти контракты, или нет.
- Ну а в целом говорить о сотрудничестве в сфере ВТС, то в приобретении какого российского оружия был бы заинтересован Египет?
- Я хочу сказать, что военно-техническое сотрудничество не ограничивается только поставками вооружения. В этом сотрудничестве есть такие аспекты как подготовка кадров, обмен информацией и так далее. Да, поставки оружия – это важная часть, но все же ВТС этим не ограничивается.
- Кроме вооружений Россия также активно экспортирует углеводороды. Как развивается российско-египетское сотрудничество в этой сфере?
- Министр торговли, промышленности и инвестиций Египта во время заседания совместной египетско-российской межправкомиссии здесь в Москве переговорил с представителями российских властей по этим вопросам. В настоящее время идут консультации, переговоры. Сейчас они находятся на начальном этапе, но, думаю, что в ближайшее время будет объявлено о каких-то результатах.
- А о чем эти переговоры: о поставках газа, о совместной разработке каких-то месторождений, о чем-то еще?
- Переговоры идут по обоим направлениям, которые Вы озвучили.
- Если говорить о поставках газа, то, насколько я знаю, некоторое время назад обсуждалась возможность заключения египетской стороной с "Газпромом" контракта о поставках СПГ. Был ли он подписан, и начал ли он уже исполняться?
- По моим сведениям, импорт СПГ из России пока не осуществляется. Да, переговоры идут, но когда они завершатся, пока не известно.
- Не могли бы Вы пояснить, какие компании с российской стороны участвуют в переговорах о совместном с Египтом освоении месторождений углеводородов, и о каких конкретно месторождениях идет речь?
- На данный момент нет конкретных компаний, которые будут участвовать в разработке новых проектов. Египет предоставил российской стороне список месторождений, которые предполагается осваивать. Российские компании изучают этот перечень, поэтому пока нет никаких конкретных договоренностей.
- Какие еще сферы российско-египетского сотрудничества кажутся Вам перспективными? Например, в прошлом Египет активно закупал российскую пшеницу. А в каких еще областях Каир хотел бы наращивать взаимодействие с Москвой?
- Экспорт зерна из России в Египет является для нас одним из приоритетных направлений, потому что мы являемся самым большим импортером зерна в мире. Мы обращались к российской стороне с просьбой о заключении контрактов о поставках крупных объемов российской пшеницы. Естественно, российская сторона приветствовала эту инициативу.
- Не могу не спросить про позицию Египта по ситуации на Украине. Как в Каире относятся к событиям в этой стране?
- Прежде чем ответить на Ваш вопрос касательно Украины, я хотел бы подчеркнуть, что в Египте не только вновь избранный президент ас-Сиси, но и весь народ испытывает большое уважение к личности президента Путина, к его видению ситуации, к его управлению.
Что касается Украины, то позиция Египта с самого начала была ясной и четкой – мы призываем к диалогу, мы подтверждаем, что именно диалог является единственным решением украинского кризиса.
Египет выразил свою позицию по этому вопросу, когда при голосовании по украинской резолюции в Генассамблее ООН воздержался от голосования.
Мы думаем, что судьбу Украины должны решать сами украинцы.
- На Западе многие говорят, что украинский кризис развивается из-за непосредственного вмешательства в него с российской стороны. Что Вы думаете по этому поводу?
- Я думаю, что не надо смотреть на ситуацию на Украине сквозь призму позиции международных или региональных игроков. Думаю, что и Россия и Запад должны быть заинтересованы в стабилизации ситуации на Украине.