"Цель — вовлечь неиспользуемую землю в оборот"

Замруководителя Росреестра Максим Смирнов рассказал "Интерфаксу" о том, как в России будут действовать новые правила изъятия земли

"Цель — вовлечь неиспользуемую землю в оборот"
"Цель — вовлечь неиспользуемую землю в оборот"

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - С 2014 года в России заработают поправки в Земельный кодекс, позволяющие принудительно прекращать права бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками, которые используются ненадлежащим образом. О том, как это будет происходить, "Интерфаксу" рассказал заместитель главы Росреестра Максим Смирнов.

— В сентябре вступил в силу федеральный закон № 123, определяющий порядок прекращения прав на землю. Каковы первые итоги его действия? Есть ли уже примеры принудительного отъема прав?

— Закон, вступивший в силу 6 сентября, вносит изменения в Земельный кодекс и ряд других законов и предусматривает внесудебный порядок изъятия земель у определенной категории лиц. Это бюджетные государственные учреждения, унитарные предприятия, которым предоставлены (до введения в силу Земельного кодекса) участки на праве постоянного бессрочного пользования. Проще говоря, это та категория субъектов, которая на очень льготных условиях по законодательству имеет право пользоваться земельными участками.

Цель принятого закона — заставить работать более эффективно государственные земли, которые сейчас в силу разных причин используются не по назначению либо не используются вовсе.

Но, хотя формально закон вступил в силу с 6 сентября, заработает он в полной мере только с Нового года, поскольку именно с этого периода начнет действовать постановление правительства, устанавливающее порядок внесудебного изъятия земель.

Поэтому пока еще применение внесудебной процедуры не осуществлялось. Сейчас идет подготовительная работа, мы провели анализ — сколько приблизительно таких участков имеется по стране. Поставили задачи для органов.

— Каково количество субъектов, владеющих землей на льготных условиях?

— По нашим оценкам, более 300 тысяч землепользователей по всей стране сегодня используют земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования. Туда входят организации социальной сферы (школы, детские сады, больницы), унитарные предприятия, воинские части. Это юридические лица различного плана, осуществляющие деятельность некоммерческого характера. Они потенциально могут предоставлять земли для коммерческих нужд.

— То есть строить на них коттеджные поселки?

— В качестве примера: у школы есть гектар земли, который она предоставляет для строительства коттеджей. То есть школа использует ее не для своих целей. Она получила землю на льготных условиях, платит за нее только минимальный земельный налог, а арендную плату - нет. Получается, что школа занимается коммерцией, извлечением прибыли за счет государства.

— А есть ли у этой гипотетической школы основания для передачи земли под коттеджи по закону?

— Право постоянного бессрочного пользования не подразумевает возможности передачи третьим лицам. То есть возможность коттеджной застройки на таких участках законом запрещена. Когда кто-то начинал строить коттедж, он в этот момент преступил норму закона. Он не имел права этого делать.

Раньше если мы выявляли такие факты, то нам нужно было обращаться в суд. Сейчас все будет решаться по-другому. Росреестр в лице своих инспекторов выдает предписание. В предписании указывается срок, в течение которого нарушитель должен устранить это нарушение, плюс надо будет заплатить штраф.

— То есть застройщик в примере со школой должен будет снести коттеджи?

— Вариантов два. Первый — это освободить земельный участок. Второй — попытаться оформить по закону, обратившись в уполномоченный орган, и в установленном порядке выкупить этот земельный участок. Но, скажу сразу, это невероятно сложный процесс.

— Не возникнет ли коррупционная угроза, когда нужно будет официально оформить участок?

— Скажу еще раз, пользователь фактически не сможет в правовом поле оформить сделку законно. Он совершил административное правонарушение, незаконно возведя строение. Это как самовольная постройка. Но даже если он решится все это привести в законный порядок, то ему нужно будет переоформлять категорию земель, проводить общественные слушания, результат которых непредсказуем, и т. д. И после всего этого земельный участок все равно должен быть выставлен на открытые торги.

— А кто будет проводить торги?

— Орган, уполномоченный на распоряжение земельными ресурсами (власти субъектов Российской Федерации, муниципальные органы власти).

— Вот тут как раз и может возникнуть коррупционная брешь, когда организатор торгов просто выставит свои условия. И вообще в целом не слишком ли такая схема выкупа сложна?

— Поймите, мы сейчас с вами говорим о том случае, когда это не законный приобретатель, а нарушитель. Поэтому либеральничать в таком случае нельзя.

Что касается коррупции — все процессы находятся под надзором правоохранительных органов.

— Как будет происходить изъятие земель у такой огромной консервативной структуры, как Минобороны?

— Принимать решение об изъятии будет именно Минобороны. В случае если по нашему предписанию у какой-нибудь военной части или другого учреждения Минобороны будут выявлены неиспользованные земли, информация для принятия решения будет направляться именно в министерство. А уже само министерство обязано в течение двух месяцев принять решение об изъятии. Либо должно предоставить доказательства целевого использования.

Мы даем срок на то, чтобы начать использовать земельный участок по целевому назначению. Если этого сделано не будет, то это означает, что фактически правообладатель земельного участка сказал: он мне не нужен, забирайте.

Затем с земельным участком происходит следующее: либо Минобороны его передает другой своей организации, которая будет использовать его по назначению, либо отдает в казну — Росимуществу.

Цель законопроекта как раз в том, чтобы вовлечь неиспользуемые земельные участки в экономический оборот.

— То есть новый закон фактически заставит обладателей бессрочными правами на землю проверять себя самим?

— Да. Минобороны будет стимулировано для эффективного использования земли, перераспределяя ее между воинскими частями и другими подведомственными учреждениями, муниципалитет — между муниципальными унитарными предприятиями (МУПами), учреждениями социальной сферы и т. д. И, если им нужно, они сами будут заниматься изменением категории земельного участка для последующей продажи на торгах для нужд индивидуального жилищного строительства, например.

— То есть система сама себя будет регулировать и вы не будете проводить проверки?

— Почему же, в проекте плана на 2014 год у нас стоит около 42 тысячи проверок. Из этого числа 4,5 тысячи — именно те потенциальные организации, у которых земельные участки могут быть изъяты во внесудебном порядке.

— Вы говорили, что этот закон напрямую затронет исключительно государственные или окологосударственные структуры. Но сейчас в Госдуму готовятся новые поправки, касающиеся изъятия земель у всех собственников. Они будут касаться физлиц?

— Да. Эти изменения уже будут касаться всех собственников земель, которые они используют не по назначению. Особенно это касается земель сельхозназначения.

Общая площадь земель, на которых Росреестром в 2012 году выявлены факты ненадлежащего использования земель, составила более 132 тыс. га (9618 нарушений).

Наибольшее количество таких нарушений выявлено в Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской, Московской и Псковской областях.

При этом примерно три четверти выявляемых фактов ненадлежащего использования участков, которые являются основанием для принудительного изъятия, совершаются гражданами.

В принципе, и сейчас есть законодательная норма, позволяющая изымать у собственников земельные участки, используемые не по назначению, в судебном порядке. Эта норма прописана в Гражданском и Земельном кодексах. Но она, по сути, не работает. К примеру, за 2012 год были изъяты земли всего у 70 собственников.

— Почему норма не работает сейчас и почему она заработает после принятия поправок?

— Новый законопроект, который сейчас рассматривается, настраивает механизм изъятия, более детально прописывает процедуру.

Сейчас действия Росреестра и уполномоченных органов часто не согласованы. Также отсутствует законодательная обязанность для органов, уполномоченных распоряжаться земельными участками, обращаться в суд.

— А не будет ли здесь произвола, когда изымать земли будут у законопослушных граждан?

— Чтобы не было путаницы в понятиях, сразу скажу, что изъятие земель под государственные нужды — под Олимпиаду, под чемпионат мира по футболу и прочее — это отдельная тема. Тут процедура существует испокон веков. В советские времена это просто делалось при помощи административного ресурса, поскольку земельных участков в собственности не было. После того как в 1991 году ввели институт частной собственности на землю, для строительства таких значимых для государства объектов появилась необходимость изъятия земельного участка. Изъятие происходит путем денежной выплаты либо предоставления аналогичной недвижимости. Иногда эти вопросы переходят в плоскость судебного разбирательства. Но все это решается по договоренности с собственником. Это одна история.

И другая история — это изъятие земель у собственников, которые используют ее не по назначению. В этом случае добросовестные пользователи абсолютно защищены.

У Росреестра и ни у кого другого нет возможностей лишить собственника его земельного участка, который он использует по назначению.

Кроме того, изъятие земель ввиду их ненадлежащего использования у граждан и юридических лиц будет происходить, как и раньше, в судебном порядке. Процедура внесудебного изъятия земельных участков касается только государственных и муниципальных учреждений, казенных и унитарных предприятий, земельные участки которым предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок