Прогнозировать сроки вступления России в ВТО - неблагодарное дело
Максим Медведков о сроках присоединения России к ВТО: Мы построили дом, но крышу можно возводить год, а можно неделю
Москва. 17 июня. INTERFAX.RU - Россия в начале июня после подписания соглашения с Саудовской Аравией формально завершила все двусторонние переговоры по присоединению к ВТО. Но потенциально, до завершения всего переговорного процесса, их может возобновить любая из стран, входящая в рабочую группу по присоединению РФ к ВТО. Не высказала до сих пор свою окончательную позицию Украина. Не планирует возобновлять двусторонние переговоры и Грузия, прервавшая их по своей инициативе. На многосторонних консультациях до сих пор нет подвижек в вопросах объема поддержки сельскому хозяйству, введения экспортных пошлин, режима функционирования госторгпредприятий. Завершить весь переговорный процесс до 1 августа (ранее российские переговорщики рассчитывали именно на этот срок) становится такой же трудновыполнимой задачей, как и удержание инфляции в рамках официального прогноза. Оптимистичным выглядит вариант завершения переговорного процесса до конца года. Примерный график предстоящих переговоров может быть определен на многосторонних консультациях, проходящих на этой неделе в Женеве. О текущей ситуации в переговорном процессе и об оставшихся наиболее проблемных вопросах в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Алексею Уварову рассказал Максим Медведков - глава российской делегации на переговорах по присоединению РФ к ВТО.
Максим Юрьевич, после подписания протокола с Саудовской Аравией в начале июня было заявлено, что Россия завершила все двусторонние переговоры. А как же Украина и Грузия?
В рабочую группу по присоединению России к ВТО на сегодняшний день входят 88 стран. Мы завершили переговоры с 60-ю странами, с подавляющим большинством подписали протоколы о завершении переговоров. Некоторые страны не вступали в переговоры вообще. На сегодняшний день среди членов рабочей группы нет стран, которые заявили о своем намерении в эти переговоры вступить. Это не значит, что в ближайшее время любая страна, которая захочет вступить в переговоры, не сможет этого сделать, потому что по процедурам ВТО в любой момент это допустимо. Но поскольку пока этого не произошло, мы исходим из того, что все двусторонние переговоры завершены. Это нам дает сейчас возможность завершать работу над консолидированными офферами по товарам и услугам, поскольку эта работа сдерживалась незавершенными переговорами с Саудовской Аравией. Сейчас мы знаем их результаты, поэтому намерены завершить подготовку таких офферов в ближайшее время.
После завершения переговоров с США в ноябре 2006 года эти офферы были частично опубликованы. Но с тех пор прошло полтора года. Произошли какие-то принципиальные изменения?
Нет, никаких принципиальных изменений не произошло ни в товарах, ни в услугах. На 99% это будет соответствовать тому, что было опубликовано полтора года назад.
Поступали ли какие-либо сигналы от делегации из Украины в отношении возможного начала двусторонних переговоров?
Пока никаких сигналов не поступало. Украинские коллеги сообщили, что примут участие в консультациях рабочей группы, которые пройдут в Женеве на этой неделе. Сейчас они занимаются изучением итогового доклада рабочей группы. На этой неделе станет ясно, возникнут ли у них какие-либо вопросы к этому докладу.
Какова ситуация на прерванных переговорах с Грузией?
С Грузией в 2004 году мы переговоры завершили. После этого Грузия отозвала свою подпись под тем протоколом.
Имела ли она на это право?
В любой момент любая страны может отозвать подпись од протоколом. Но страны крайне редко к этому прибегают, потому что это имеет неблагоприятные политические последствия и последствия с точки зрения всего переговорного процесса. Грузинские коллеги обозначили интерес к единственной проблеме, касающейся двух таможенных пунктов пропуска на абхазском и южно-осетинском частях российско-грузинской границы. Мы начали консультации по путям возможного урегулирования этого вопроса, хотя исходили и исходим из того, что требования Грузии в отношении пунктов пропуска не имеют прямой связи с ВТО. Тем не менее, наша позиция заключалась в том, что если есть проблемы, связанные с торговлей, то давайте, посмотрим, можно их решить или нет. На этих консультациях мы достаточно далеко продвинулись вперед. Однако после того как были приняты инструкции президента РФ правительству в отношении Южной Осетии и Абхазии, грузинская сторона заявила о том, что положения этого документа не соответствуют положениям соглашения по ВТО и до тех пор, пока мы их не отменим, двусторонние переговоры продолжены не будут. Мы, в свою очередь, подчеркнули дважды на консультациях председателя рабочей группы по присоединению РФ к ВТО, что ни одна из мер, которая предусмотрена этой инструкцией, не касается ВТО, и они не связаны с режимом торговли. Поэтому мы не понимаем, в чем заключаются требования Грузии в отношении мер, которые главным образом носят гуманитарный характер. Ответа на этот вопрос мы пока не получили, тем не менее, переговоры пока не возобновлены из-за позиции Грузии.
Как, на ваш взгляд, может разрешиться эта ситуация?
Мы не завтра присоединяемся к ВТО. У грузинских коллег есть время вернуться за стол переговоров и продолжить дискуссию по поводу пунктов пропуска.
Можно ли говорить, что рабочая группа поддержала Россию в этом споре?
Я думаю, что в рабочей группе есть превалирующее мнение о том, что на площадку ВТО, в том числе на площадку переговоров по присоединению России, не должны выноситься вопросы, которые не имеют отношения к правам и обязательствам, определяемыми соглашением ВТО. Рабочая группа продолжает работу над итоговым докладом, и грузинская делегация согласилась, чтобы обсуждение доклада в рамках неофициальных консультаций было продолжено.
Учитывая тупиковую ситуацию на переговорах с Грузией, есть ли возможность присоединиться к ВТО без согласия этой страны?
Сейчас рано обсуждать какие-либо варианты, хотя бы потому, что у нас еще есть время до завершения переговоров. У нас большой объем технической работы, еще осталось урегулировать ряд открытых проблем, в том числе по сельскому хозяйству. Поэтому пока об этом даже не думаем.
На этой неделе будет обсуждение итогового доклада, но в него не вошли три раздела - по экспортным пошлинам, госторгпредприятиям и объему поддержки сельского хозяйства. Как будет решен проблемный вопрос с ЕС по пошлинам на древесину?
Да, в доклад пока не вошли разделы по экспортным пошлинам, по объему поддержки сельского хозяйства и по госторгпредприятиям. Все остальные разделы туда включены. Эти три вопроса будут обсуждаться отдельно. Все прекрасно понимают, что в вопросе экспортных пошлин основной партнер на переговорах - ЕС. До тех пор, пока не урегулируем этот вопрос с ЕС, достаточно бессмысленно выносить его на обсуждение группы. Он в любом случае будет вынесен на многостороннее обсуждение, но после того, как с основными партнерами найдем общий язык.
Но ведь в 2004 году уже было подписано соглашение с ЕС по экспортным пошлинам. В чем основная проблема?
Действительно, в 2004 году мы договорились с ЕС о том каким образом и на какие товары будут применяться экспортные пошлины. После этого мы ввели экспортные пошлины на лес, и ЕС посчитало, что мы нарушили соглашение от 2004 года. Мы объясняли и объясняем до сих пор, что никакого нарушения не было, поскольку соглашение от 2004 года в этой части вступает в силу с даты присоединения России к ВТО. Но дискуссия, тем не менее, по введению экспортных пошлин была возобновлена, поскольку Европейское сообщество хотело получить более комфортное для них повышение экспортных пошлин.
В какой стадии переговоры? Какие то новые предложения были сформированы в последнее время?
Мы не представляли в последние два месяца новых предложений и не получали новых предложений от наших партнеров. Этот вопрос в последнюю неделю инициативно обсуждался нами рядом стран-членов ЕС, которые заинтересованы в экспортных пошлинах на лес. Точной даты переговоров с Комиссией ЕС пока нет. Мы расстались на том, что обеим сторонам еще нужно подумать и взяли паузу.
Возможно ли введение дифференцированных экспортных пошлин на разные виды леса?
Сейчас трудно говорить о том, какое будет окончательное решение. Совершенно очевидно, что те экспортные пошлины, которые введены, введены не просто так. За ними стоит задача привлечения инвестиций в перерабатывающую промышленность. Поэтому тот компромисс, который может быть найден, не должен подрывать основу для решения этой задачи. Но каким он будет, сейчас сказать трудно.
В чем суть вопросов и с кем ведутся переговоры по госторгпредприятиям?
В ВТО есть положение, определяющее условия действия государственных торговых предприятий в сфере торговли товарами. Их суть очень проста: в случае, если такое предприятие существует или в случае если есть частное предприятие, которое наделено монопольными правами на осуществление экспорта или импорта, то эти предприятия в международной торговле должны осуществлять ее на основе коммерческих соображений. То есть эти сделки по своей сути не должны отличаться от сделок, которые заключаются в других условиях между полностью частными компаниями, у которых нет эксклюзивных прав на что-либо. Мы готовы эти обязательства выполнять с даты присоединения. У нас на сегодняшний день есть единственное предприятие, которое с одной стороны контролируется государством, с другой стороны имеет эксклюзивные права на экспорт - это ОАО "Газпром".
Но ведь государство определяет тарифы только на внутреннем рынке?
Совершенно верно. Мы из этого и исходили. Здесь нет конфликта между политикой государства в отношении Газпрома, действиями Газпрома и нашими будущими обязательствами ВТО. Все, что Газпром делает на внешнем рынке, попадает в нормы ВТО.
В чем тогда загвоздка?
Дело в том, что в США есть законодательство, в соответствии с которым принцип коммерческих соображений распространяется не только на те государственные компании, которые оперируют в сфере торговли товарами, но и те компании, которые оперируют в сфере услуг. Этот закон 80-х годов и он предусматривает, что все крупные присоединяющиеся к ВТО страны должны этим принципам соответствовать. Многие страны взяли на себя такие обязательства - Китай, Саудовская Аравия, Вьетнам. Но для нас это неоднозначно, поскольку у нас в сфере услуг действуют компании, которые контролируются государством и у которых есть определенные монопольные права, полные или частичные, где этот принцип коммерческих соображений не всегда может быть применим.
Что это за компании?
Например, РЖД, когда фиксируются цены на услуги на международные перевозки. У нас есть соглашения с нашими партнерами, в том числе членами ВТО, где согласовывается максимальный уровень тарифов. Есть устанавливаемые тарифы на передачу электроэнергии. Есть авиакомпании, контролируемые государством, которые в силу исторических традиций получают монопольные права на полеты на определенных направлениях. Например, "Аэрофлот" имеет такие права по ряду соглашений, другие компании по другим соглашениям с другими странами. Это - обычная практика. Мы не уверены, что такие привилегии и регулятивные меры не нарушают принципы коммерческих соображений. Поэтому работаем с нашими коллегами из США, чтобы найти форму, которая бы решала эту проблему. Совершенно очевидно, что мы не можем изменить законодательство США. Но мы и не можем брать обязательства, которые будут угрожать той системе регулирования, которую мы применяем в отдельных секторах услуг.
Касаясь сельского хозяйства, вопросы только по объем поддержки или по ветеринарным и фитосанитарным мерам?
Это два разных вопроса. По ветеринарным и фитосанитарным мерам у нас на 99% согласован раздел доклада рабочей группы и обязательства, которые примет на себя Россия после присоединения. У некоторых стран сохраняются незначительные вопросы по поводу этого раздела.
Как отреагировали партнеры на введение запрета на использование замороженного мяса в производстве продуктов?
Мы получили очень большое число вопросов о соответствии проектов технических регламентов по мясу и решений, которые приняты Роспотребнадзором нормам ВТО и нормам соглашения о ветеринарных и фитосанитарных мерах. Это вызвало большое внимание, а у отдельных стран даже озабоченность, поскольку некоторые страны считают, что Россия не может привести научное обоснование таких мер. Нормы ВТО говорят: либо вы применяете меры на основании международных стандартов, а в случае, если вы хотите от них отойти по каким-то причинам - вы должны подготовить научное обоснование, зачем это необходимо. Наши партнеры потребовали от нас объяснений, почему мы хотим отойти от международных стандартов. Я думаю, что это вопрос еще будет обсуждаться и в Женеве и внутри России. Он не имеет простого решения.
В какой стадии обсуждение вопроса с объемом субсидий сельскому хозяйству?
Подвижки в этом вопросе есть. Был первый визит и консультации министра сельского хозяйства РФ с ключевыми игроками сельскохозяйственных переговоров, прежде всего это страны Кернской группы. Мы договорились о том, что в середине июня они продолжатся. Говорить о существенном прогрессе я бы сейчас не стал. Мы обозначили свою позицию, наши партнеры обозначили свою и попросили предоставить дополнительную информацию о тех программах поддержки, которые мы намерены оказывать в ближайшие 5-6 лет. Эта информация была предоставлена и сейчас будет вторая итерация - попытка сближения наших позиций, поскольку мы объясняем, что и как хотим сделать в рамках тех средств, которые отстаиваем у ВТО. Наша позиция по объему поддержки остается прежней - порядка $9 млрд в год.
Мясные квоты действуют в России до 2009 года. Сможет ли Россия их продлить после этого срока?
У нас есть базовая договоренность со всеми поставщиками мяса в Россию о том, что в середине 2009 года мы проведем со всеми переговоры по определению условий импорта мяса на следующий период времени. Те договоренности, которые достигнуты, предусматривают различные варианты: мы можем сохранить квоты, можем изменить квоты, можем отменить квоты и перейти на тарифы, которые будут существенно выше внутриквотной ставки. Это все вопросы - на середину 2009 года.
Ожидаете ли вы одобрения рабочей группой итогового доклада на этой неделе?
Очевидно, что это не будет завершающим заседанием по всему докладу, даже не считая трех не включенных пока в доклад вопросов. Но некоторые разделы наверняка сможем согласовать. В докладе рабочей группы насчитывается под 50 разделов. Подавляющая их часть, то есть по 85% разделов, уже неоднократно проходило многостороннее обсуждение, и оно было в свое время завершено без вопросов со стороны членов рабочей группы. Однако, с тех пор многое изменилось - приняты новые законы, на днях изменилась структура внешнеэкономического блока правительства, хотя все эти изменения в основном технические, их надо вносить в документ.
Какой график переговоров на ближайшие полтора месяца?
Пока его еще нет. Это вопрос как раз будет обсуждаться на этой неделе, и пока сложно сказать, какие могут быть решения. Но очевидно, что мы нацелены на эффективное завершение этого процесса в максимально короткое время.
Технически возможно до 1 августа завершить весь переговорный процесс или нужно настраиваться на декабрь?
Я не стал бы говорить про декабрь или январь или сентябрь. Сейчас, с моей точки зрения, ситуация примерно следующая: мы вместе построили дом, подвели его под крышу - крыши еще нет, и мы знаем из нашей истории, что крышу можно возводить год, а можно, если бросить ударные силы, и за неделю. Окончание этих переговоров во многом зависит от того ресурса, который страны смогут потратить на наше присоединение. Это не праздный вопрос, учитывая, что Дохийский раунд сейчас находится сейчас в реанимации - скорее он жив, чем мертв, реальные переговоры могут быть возобновлены и тогда, конечно, все ресурсы будут брошены на Дохийский раунд, а не на нас. А есть страны, у которых переговорные ресурсы действительно ограничены, но которые хотят поучаствовать и там, и там. Мы кстати оказались в счастливой ситуации, потому что последние два года в рамках Дохийского раунда ничего почти не происходило, поэтому члены ВТО могли заниматься нашим вопросом. Много дел и у нас внутри, мы пока не выполнили собственное "домашнее задание". Поэтому давать сейчас прогнозы достаточно неблагодарное дело. Быстрей работать можем, но не очень. Не из-за нас.
Поднимают ли партнеры из ЕС на переговорах по ВТО вопрос с отменой платы за Транссибирские перелеты или он вынесен за рамки переговорного процесса?
Этот вопрос не поднимается на консультациях, потому что ранее была достигнута принципиальная договоренность. Она была достигнута в два этапа - первый в 2004 году, когда российская сторона согласилась модернизировать систему платы за транссибирские перелеты. Вторая договоренность была достигнута в прошлом году в отношении того, как это будет делаться, но она пока не реализована, поскольку наш процесс по присоединению к ВТО продолжается.
Есть ли еще какие-либо противоречия с ЕС, учитывая тот факт, что соглашение с ними было подписано еще в 2004 году? Придется ли принимать какие-либо решения перед присоединением к ВТО, чтобы не было противоречий с этим соглашением?
У нас на самом деле считанные единицы случаев, где наша текущая торговая политика выходит за рамки тех договоренностей, которые мы достигли в ходе переговоров. Чуть-чуть есть в тарифах, совсем немного в системных вопросах. Какого-то существенного изменения после присоединения к ВТО не будет. Принципиальных изменений в торговом режиме не произойдет.
А как же с экспортными пошлинами на лес?
С экспортными пошлинами на лес мы консультации с ЕС еще не завершили и о чем мы договоримся, то и будет применяться. Пока не знаю, какое решение будет найдено.
Если США не отменят поправку Джексона-Вэника, то мы сможем присоединиться к ВТО?
Это не может препятствовать вхождению России в ВТО. До тех пор пока поправка Джексона-Вэника действует в отношении России, США не могут нам предоставить постоянный режим наибольшего благоприятствования в торговле. Поэтому, если на момент присоединения России к ВТО эта поправка не будет отменена в отношении России, то правительство США заявит о неприменении соглашения о ВТО в отношении России. Но присоединение к ВТО это не остановит.
Начался ли процесс переговоров по вхождению в ОЭСР? В какой стадии они находятся?
Формально процесс присоединения начался. У нас была большая группа представителей ОЭСР, которая объяснила свою позицию по поводу того, как этот процесс должен быть организован, как он должен идти. Начало активной стадии этого процесса должно быть связано с представлением меморандума об экономической политике России в широком смысле. Работа над этим меморандума начинается. В него войдет описание макроэкономической политики, торговой политики в более общих чертах, чем ВТО, и описание тех мер, которые подпадают под сферу деятельности ОЭСР и наши намерения о применении инструментов ОЭСР в России. После этого эксперты ОЭСР изучат меморандум и вынесут решение о его соответствии требованиям ОЭСР. Потом начнется процесс переговоров и консультаций - о том, что нужно подправить или изменить в нашем законодательстве, правоприменительной практике. После этого страны ОЭСР вынесут решение в отношении России. Этот процесс может занять минимум 2 года после старта активной стадии переговоров, которая начнется при предоставлении меморандума.
/Интерфакс/