Вольфганг Мильцоф: для Агентства ООН по беженцам Россия становится все более значимым партнером

Представитель УВКБ ООН в РФ заявил в интервью "Интерфаксу", что ему нравится уровень знаний и доброжелательность российских чиновников, но сложные процедуры и непоследовательные распоряжения порой разочаровывают

Вольфганг Мильцоф: для Агентства ООН по беженцам Россия становится все более значимым партнером
Вольфганг Мильцоф: для Агентства ООН по беженцам Россия становится все более значимым партнером
Фото: UN

Москва. 20 июня. INTERFAX.RU - Господин Мильцоф, каковы приоритеты работы УВКБ ООН в России?

УВКБ ООН продолжает содействовать российским властям в целях дальнейшего развития системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами, обеспечения полного и беспрепятственного доступа к системе предоставления убежища.

В этом году мы отмечаем 60-летие Всеобщей декларации прав человека, ee 14 cтатья гласит: "Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем".

Хочу подчеркнуть, что 2007 г. отмечен значительными достижениями в российской национальной системе предоставления убежища. Все лица, известные нашему Агентству и подавшие ходатайство о предоставлении убежища, получили доступ к национальной процедуре в 2007 г., были обеспечены юридическими документами. В прошлом году убежище в России получили 542 человека, т.е. процент признания составил 16%.

Мы будем сотрудничать с российскими властями в целях выработки приемлемых долгосрочных решений для беженцев, находящихся в России.

УВКБ ООН готово содействовать местной интеграции лиц, которым российские власти предоставили убежище. Что касается некоторых старых дел лиц, ищущих убежище, УВКБ ООН окажет помощь в их переселении в другие страны в качестве меры по облегчению бремени России.

Кроме того, необходимо повышать уровень осведомленности о ситуации с отсутсутствием гражданства у многих граждан бывшего СССР, уже длительное время находящихся в России.

В России УВКБ ООН не только предоставляет правовую и прямую материальную помощь лицам, ищущим убежище и беженцам. Мы выделяем большую часть человеческих и финансовых ресурсов на деятельность по расширению знаний и навыков сотрудников Федеральной миграционной службы (ФМС), в частности, на правовое консультирование по конкретным делам беженцев, на проведение совместных с ФМС семинаров и обмен информацией о стране происхождения лиц, ищущих убежище.

Сколько средств необходимо УВКБ ООН для своих программ в России? Кто основные доноры?

Общий объем средств, необходимых УВКБ ООН для реализации своих программ в России, составляет $12,5 млн.в 2008 г. и $12,4 млн в 2009-м.

Основные доноры, финансирующие деятельность Агентства в Российской Федерации - Европейская Комиссия, правительства США, Швейцарии, Канады, Германии, Японии и Нидерландов. Кроме того, поступают пожертвования и от ряда частных доноров. С другой стороны, правительство Российской Федерации делает ежегодный взнос в общий бюджет УВКБ ООН для финансирования программ в различных регионах мира.

Какие программы Вы реализуете на Северном Кавказе?

На Северном Кавказе УВКБ ООН совместно с другими агентствами оказывает содействие лицам, перемещенным внутри страны (ВПЛ), и беженцам путем предоставления юридических консультаций и строительства жилья.

УВКБ ООН стремится распространять идеи толерантности в отношении беженцев и других лиц, находящихся в нашем ведении, посредством различных мероприятий в сфере общественной информации и организации специальных мероприятий, посвященных Всемирному дню беженцев, который отмечается ежегодно 20 июня.

В этом году тема Всемирного дня беженцев – "Защита". В течение всего июня месяца москвичи могут видеть плакат УВКБ ООН, посвященный проблеме защиты беженцев, в вагонах "Кольцевой" и "Арбатско-покровской" линий московского метро.

Как складывается ситуация с безопасностью для сотрудников ООН, работающих на Северном Кавказе? Будет ли снижена степень опасности для работы сотрудников ООН в этом регионе?

ООН достаточно серьезно относится к безопасности сотрудников, работающих в этом регионе. Мы полагаемся на правительство Российской Федерации, которое несет ответственность за безопасность персонала ООН в Вашей стране.

В 2006 году степень опасности в Чеченской Республике была снижена, что позволило агентствам системы ООН увеличить количество миссий в республику, а также улучшить планирование и мониторинг наших проектов.

Тем не менее, наши сотрудники все еще применяют очень строгие меры безопасности при поездках в Чечню и по территории Чечни. Вопрос об открытии там офиса , что позволило бы сократить число ненужных поездок, находится на рассмотрении федеральных органов власти.

В апреле прошлого года агентства ООН временно закрыли офисы в Назрани (Ингушетия), и они до сих пор закрыты. Такое решение было принято после того, как офис ООН был поврежден в результате нападений. Тем не менее, УВКБ ООН продолжает реализацию проектов в Ингушетии.

По Вашим прогнозам, долго ли сохранится потребность правовой помощи со стороны УВКБ ООН на Северном Кавказе?

В 2007 году через консультационные центры наших исполнительных партнеров – местных неправительственных организаций – наше Агентство предоставило свыше 9000 юридических консультаций лицам, перемещенным внутри страны - в Чечне, Ингушетии и Дагестане, где до сих пор проживает большинство перемещенного населения. Наибольшее число консультаций – около 7000 - было предоставлено в Чечне. Партнеры нашего Агентства направляли обращения для рассмотрения в правоохранительные, административные и миграционные структуры и в суды.

Потребность в таком содействии, полагаю, сохранится до тех пор, пока все перемещенные лица не смогут начать новую жизнь.

Как Вы оцениваете взаимодействие агентств ООН с российскими властями?

В Российской Федерации, в том числе на Северном Кавказе, агентства системы ООН работают как одна команда. В настоящее время УВКБ ООН выступает в качестве координирующего органа в предоставлениеи правовой защиты и жилья ВПЛ и беженцам и в рамках совместной деятельности учреждений системы ООН и партнерских организаций в республиках Северного Кавказа.

Что касается ФМС, то это очень важный партнер УВКБ ООН в России. Мы всегда работали в тесном сотрудничестве с МИД И ФМС и будем продолжать эту практику. В настоящее время идет пересмотр национального законодательства о беженцах, и УВКБ ООН представило свои комментарии в ФМС. Мы надеемся, что новая редакция Закона о беженцах позволит и далее совершенствовать национальную систему предоставления убежища.

УВКБ ООН продолжит проводить обучающие мероприятия для сотрудников правительства и неправительственных организаций. В настоящее время мы работаем с 17 исполняющими партнерами, большинство из которых – местные российские НПО.

Мне хотелось бы выделить один момент. Очень важно понимать, что все программы УВКБ ООН в России разрабатываются с целью дополнения усилий правительства.

Вы скоро покидаете нашу страну. Какие Ваши личные впечатления о России?

Непросто покидать Россию после неполных двух лет пребывания и в разгар многообещающих тенденций в сотрудничестве между Агентством ООН по делам беженцев и российскими властями. Времени было мало, но достаточно для того, чтобы увидеть Россию другими глазами. Я поражен культурной жизнью и наследием России, и с уважением отношусь к России и к россиянам.

У России много ресурсов, и впереди у нее яркое будущее. Для полной реализации этого потенциала необходимо установить и выполнять надежные правила игры.

На меня произвели впечатление уровень экспертных знаний и доброжелательность представителей исполнительной власти. Однако сложные процедуры и непоследовательные распоряжения иногда вызывают разочарование.

Для Агентства ООН по делам беженцев Россия становится все более значимым партнером. Сюда приезжает все больше мигрантов. Также есть место для тесного сотрудничества в чрезвычайных ситуациях по всему миру, хотя я и надеюсь, что необходимость в нем будет возникать не слишком часто.

Павел Коряшкин

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений