Я знаю это дело, я люблю это дело
Главе МЧС Сергею Шойгу исполняется 55 лет. В интервью он рассказал о том, как создавалось ведомство, как оно функционирует, и как важно именно жить, а не готовиться жить
Москва. 21 мая. INTERFAX.RU - Глава МЧС России Сергей Шойгу, которому 21 мая исполняется 55 лет, поделился секретом того, как ему удалось в течение 19 лет быть бессменным руководителем российского чрезвычайного ведомства, сформированного им же с "ноля" и доведенного до мировых стандартов эффективности. Юбиляр рассказал также трем ведущим российским информационным агентствам о дальнейших планах совершенствования системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности населения.
- Сергей Кужугетович, каков секрет министерского долголетия?
- Первое что надо делать - это не задавать вопроса: как мне усидеть в этом кресле? Второе - надо любить свое дело, любить свою работу, потому что наш мир все больше превращается в мир тотального менеджмента. Появляются менеджеры, которым по барабану, чем заниматься, лишь бы платили деньги.
Но мог ли быть системный менеджер на месте Туполева, Ильюшина, или Курчатова? Поэтому я считаю, что просто надо любить свое дело. В советское время металлурги говорили: знаешь, какую мы сталь сварили или какой чугун изготовили. Они любили свое дело, любили свою работу.
Для меня сейчас не суть важно, сколько я еще буду министром или не буду министром. Я знаю это дело, я люблю это дело, я в этом деле профессионал. Я это говорю без ложной скромности, так как познал все это на собственной шкуре, своим руками, своими глазами, будучи и на месте событий и во многих других местах.
И еще - надо перестать готовиться жить. Это крайне важная вещь, потому что мы все готовимся жить. Это у нас оттуда, с тех времен: вот добыл колбасы в советское время - давайте мы ее к Новому году оставим, коробка конфет - к Новому году, бутылка шампанского - к Новому году. Вот я в отпуск пойду - ох, я отдохну.
Сейчас, если ты любишь свое дело, то за пять лет ты станешь мастером, начальником участка, начальником цеха, министром, в конце концов.
- Предполагали ли Вы, формируя в 1991 г. Российский корпус спасателей, что через 19 лет эта структура превратится в чрезвычайное ведомство мирового уровня? Сколько человек было у Вас при создании корпуса спасателей в 1991 г., и сколько работает сейчас в системе МЧС?
- Первая платежная ведомость у нас была на 17 человек. Сегодня только на федеральном бюджете в МЧС около 300 тысяч сотрудников. Вся же система МЧС, которая финансируется как из федерального, так и из бюджетов субъектов Федерации, насчитывает более 500 тысяч человек. Когда в 1991 г. был сформирован Российский корпус спасателей, изначально стояла задача – создать отряд профессионалов во всех сферах чрезвычайных ситуаций, который мог бы реагировать на крупные землетрясения, крупные техногенные чрезвычайные ситуации. Сначала предполагалось, что этот отряд может состоять из 300 – 500 человек. Затем пришло понимание о необходимости создания объединенной системы. Тогда мы поняли, что нельзя спать спокойно до тех пор, пока у нас не будет какими силами и на чем реагировать. Но чтобы реагировать, надо было иметь структуру, которая бы сообщила о необходимости реагировать. Это заставило нас создавать территориальную сеть. Потребовалось создание по всей России сети спасательных отрядов, которые были бы в состоянии до прибытия спасателей из Москвы, проводить первоначальные оперативные спасательные работы.
Аппетит приходит во время еды. Чем дальше мы погружались в проблематику чрезвычайных ситуаций, чем больше ездили по нашей стране и по миру, анализировали то, что произошло в Чернобыле и Спитаке, тем больше понимали, что надо создавать серьезную систему, которая могла бы эффективно предотвращать и ликвидировать последствия крупных чрезвычайных ситуаций.
По большей части, то, что планировали, нам удавалось реализовать.
- У Вас есть идеал российской системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС?
- Мы бы хотели видеть стройную, понятную и эффективную систему. Эта система должна состоять из трех блоков.
Первый - это все, что связано с предотвращением чрезвычайных ситуаций. Туда входит система надзора, страхования от пожаров, страхования повышенных рисков, обеспечения безопасности и системы мониторинга потенциально опасных объектов, эффективная система оповещения населения. Надо провести работу по приведению в порядок всей нормативной базы в части надзора. Еще многое осталось от советских времен. Сейчас поменялось время, поменялась ситуация, изменились требования к безопасности, появились новые технологии.
Второй – система готовности к реагированию. Мы должны понимать, что в целом страна, ее субъекты, муниципалитеты, готовы к реагированию на те риски, которые у них могут возникнуть. Они должны быть готовы к реагированию в части материальных и финансовых резервов. Все это должно быть заложено в их бюджете. Должна быть обеспечена также готовность сил к реагированию на ЧС. Здесь еще многое предстоит сделать. Если в идеале, то очень хочется, чтобы люди, приходящие во власть чувствовали на своих плечах, на своей шее постоянную ответственность за безопасность тех, кто их избрал, кто проживает на руководимых ими территориях. Люди, которые приходят управлять территорией, должны оцениваться не только по ВВП, производительности труда, уровню средней зарплаты в регионе, обеспеченности пенсиями и жильем, по урожайности. Это важно, но мне бы хотелось, чтобы на первом месте стояли вопросы безопасности людей.
Третий – реагирование на ЧС. Конечно, лучшая ситуация – чтобы реагирование никогда не понадобилось. Но реагировать приходится, и чаще всего тогда, когда мы этого не ждем. Для того, чтобы реагировать на возникающий чрезвычайные ситуации необходим опыт, постоянная учеба, хорошая оснащенность, транспортная доступность. У нас большая страна. В этой связи необходима уникальная система реагирования, которая должна в себе сочетать высокую оснащенность, высокую квалификацию тех, кто занимается реагированием. Мы уже сегодня не можем себе позволить, чтобы пожарные только тушили пожары, другие – работали на ДТП, третьи – выполняли задачи под водой, четвертые – на воде. Нам в нынешней ситуации для реагирования нужны универсальные специалисты как по образованию и профессиональной подготовке, так и по оснащению.
- Сергей Кужугетович, в ведение МЧС недавно переданы военизированные горноспасательные части, работу которых вы видели недавно на шахте "Распадская". Все ли Вас устраивает?
- Это отчаянные профессиональные ребята, которым надо срочно помочь, срочно оснастить их. Одна из частей, которая работает на "Распадской" - акционирована. То есть получается, что это акционерное общество, до которого доводится план по прибыли. Они в прошлом году начали говорить, что у них не хватает средств на оснащение. Какими-то путями им дали субсидии, но дали 30 декабря и израсходовать эти средства они не смогли. В этом году эти средства посчитали как прибыль и они с этой субсидии платят налог с прибыли. Когда я это все рассказал Владимиру Владимировичу Путину, он сказал, что надо немедленно все исправлять. Сейчас мы готовим соответствующие документы. Горноспасатели - люди опытные и самоотверженные, они живут по уставам. Они выполняют задачи, сопряженные с угрозой жизни ради спасения других. Я уверен, что мы всю эту систему сделаем совершенной и хорошо оснащенной. Горноспасатели вливаются в большой коллектив МЧС. Очень многое надо сделать в части нового оборудования с участием науки. Это касается дыхательных аппаратов, систем связи, инструментов для разбора завалов внутри шахты. Там есть своя специфика.
- Как решается поставленная президентом России задача по созданию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте до 2014 года?
- Это большая серьезная работа. Пока мы сделали первый документ, который называется концепция комплексной безопасности. В этом году мы сделаем пилотный проект безопасности города.
Есть два пути для обеспечения полной безопасности людей на транспорте. Первый - закрыть метро, перестать летать, перестать ездить на автомобилях, поездах, закрыть тепловые, атомные и гидроэлектростанции, проще говоря - постепенно переходить в каменный век к пещерному образу жизни: поел, поспал... поспал, поел.
Есть второй путь. Он предполагает в частности, чтобы при создании новых систем и технологий, в том числе транспорта, на первое место ставить создание систем безопасности. То есть, при создании всерхскоростного поезда или самолета нужно учитывать степень его безопасности. Если риски безопасности превышают эффект от быстрого передвижения, значит надо сначала заняться ликвидацией рисков безопасности.
Сейчас есть системы так называемого "умного дома". Человек может сидя в Магнитогорске, управлять своим домом в Калининграде по мобильному телефону. То же самое надо делать с предприятиями, с производством. Надо обеспечить, чтобы в одно место стекалась информация о давлении в трубах, напряжении в сетях, вибрациях, просадках в фундаменте и так далее.
В создании комплексной системы безопасности на транспорте будет активно задействована уже функционирующая Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Терминал ОКСИОН включает передачу данных, оповещение населения, кнопку экстренного вызова, камеру обратной связи, газоанализаторы на определенное количество ядовитых отравляющих веществ, датчики уровня радиации и еще ряд вещей, которые позволят контролировать и сопровождать человека или груз. У нас есть возможность проанализировать и заархивировать эту информацию.
Сейчас ученые, вместе с ФСБ и МВД работают над датчиками определения взрывчатого вещества. Эти датчики есть, но они пока не самые совершенные, в частности реагируют не на все взрывчатые вещества. Мы их будем внедрять, а ученые продолжат работу по их совершенствованию.
Комплексная система безопасности на транспорте включает контроль на входе и выходе на вокзалах и в аэропортах, регистрацию пассажиров, продажу билетов по документам на автобусы, чтобы можно было отследить перемещение человека. Это должно быть во всей стране. Да, какими-то своими свободами надо жертвовать ради безопасности.
Информационное агентство "Интерфакс" поздравляет Сергея Кужугетовича с Юбилеем, желает крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов во благо Отечества!
СПРАВКА: Генерал Амии, Герой России Шойгу Сергей Кужугетович родился 21 мая 1955 г. в городе Чадан Тувинской АССР. 1972-1977 гг. - студент Красноярского политехнического института; 1977-1978 гг. - мастер треста "Промхимстой", г.Красноярск; 1978-1979 гг. - мастер, начальник участка треста "Тувинстрой",г.Кызыл; 1979-1984 гг. - старший прораб, главный инженер, начальник строительного треста "Ачинскалюминийстрой", г.Ачинск; 1984-1985 гг. - заместитель управляющего трестом "Саяналюминстрой", г.Саяногорск; 1985-1986 гг. - управляющий трестом "Саянтяжстрой", г.Абакан; 1986-1988 гг. - управляющий трестом "Абаканвагонстрой", г.Абакан; 1988-1989 гг. - второй секретарь Абаканского ГК КПСС, г.Абакан; 1989-1990 гг. - инспектор Красноярского крайкома КПСС, г.Красноярск; 1990-1991 гг. - заместитель председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству, г.Москва; 1991 г. - председатель Российского корпуса спасателей, г.Москва 1991 г. - председатель Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям, г.Москва; 1991-1994 гг. - председатель Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 1994 г. - н/в - министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 10.01.2000 г. по 7.05 2000 г. - заместитель председателя правительства РФ – глава МЧС России. С.Шойгу - член Совета Безопасности РФ, член Морской коллегии при правительстве РФ.
Шойгу награжден медалью "Защитник свободной России", орденом "За личное мужество", орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. В 1999 г. удостоен звания Героя РФ за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в экстремальных ситуациях. Академик Академии проблем качества РФ, Международной академии наук по экологической безопасности, а также Российской и Международной инженерных академий.
/Интерфакс/