Спасти электронику: эксперты предлагают скорректировать текущие условия для эффективности мер поддержки отрасли
Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU - Масштабная поддержка отечественной микроэлектронной отрасли была обещана правительством еще до начала кризиса: в феврале вице-премьер Дмитрий Чернышенко анонсировал новый национальный проект в этой сфере, ожидается, что он будет представлен премьер-министру Михаилу Мишустину до конца апреля. Однако после введения масштабных санкций против России первоочередное внимание и поддержку получила IT-отрасль, тогда как радиоэлектронная промышленность, одной из первых пострадавшая из-за прекращения поставок комплектующих и ухода с рынка ведущих западных игроков, некоторое время оставалась в тени.
В середине марта, по данным источника "Интерфакса", Минпромторг предложил выделить 900 млрд рублей на развитие радиоэлектроники в условиях санкций. Тогда же Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) направила в правительство предложения по поддержке отрасли. Помимо финансовых мер, ассоциация предложила ограничить механизмы защиты интеллектуальной собственности, чтобы убрать излишние ограничения в поставках продукции - что, фактически, и было реализовано при легализации параллельного импорта.
Финансовые же меры по спасению отрасли на этой неделе озвучил замглавы Минпромторга Василий Шпак. Уже введен мораторий на проверки радиоэлектронных предприятий в 2022 году. Среди новых инициатив: налоговый маневр, льготные кредиты и продление сроков исполнения обязательств по субсидиям.
Как указывают эксперты, эти меры могут быть крайне полезны и отрасль их действительно ждет. Однако реализация некоторых рискует забуксовать, если не провести нужные корректировки.
Налоговый маневр
По словам Шпака, сейчас на финальной стадии согласования находится одна из главных инициатив - расширение налоговых льгот для предприятий радиоэлектронной промышленности, которые разрабатывают или производят электронную компонентную базу и электронную продукцию. Ведомство предлагает снизить тарифы страховых взносов с 30,2% до 7,6%, а ставку по налогу на прибыль - с 20% до 3%. Для IT-отрасли налоговый маневр был введен в начале 2021 года и оказался крайне полезным: по словам главы Минцифры Максута Шадаева, за счет снижения ставок налоговые отчисления приросли на 48 млрд рублей за три квартала прошлого года.
Минпромторг хочет сосредоточить налоговые льготы на разработчиках и производителях электронной компонентной базы. По словам Шпака, их продукция - основа производства конечного электронного оборудования, и эти предприятия нужно поддержать для "обеспечения технологической независимости от импортных поставок".
По словам генерального директора АНО развития радиоэлектронной отрасли "Консорциум "Вычислительная техника" Светланы Легостаевой, отрасль действительно нуждается в налоговом маневре. "Критерии проработаны и сформулированы таким образом, чтобы льготами смогли воспользоваться именно те компании, которые реально вносят сейчас вклад в развитие отрасли, а не просто числятся на бумаге", - сказала Легостаева "Интерфаксу".
В то же время исполнительный директор АРПЭ Иван Покровский полагает, что налоговые льготы будут эффективны, если их получат компании, которые продают разработанную ими продукцию на конкурентных рынках. В этом случае льгота дает преимущества российским разработчикам и расширяет инвестиционные возможности компаний.
"Налоговая льгота неэффективна, когда она, как сейчас, обращена к компаниям, которые работают вне конкурентной среды, выполняют государственные заказы с ценообразованием от затрат. Такая льгота равносильна перекладыванию денег из одного государственного кармана в другой", - сказал глава АРПЭ "Интерфаксу".
Льготные кредиты
Другая инициатива, которую предлагает Минпромторг – льготное кредитование для российских производителей электронно-компонентной базы. Такая мера уже предоставлена IT-отрасли: на текущие и новые проекты компаниям доступны кредиты по ставке не более 3%. Для электроники, как утверждает Шпак, займы будут выдаваться по комфортной ставке за счет выплаты банкам компенсации. Всего на субсидирование процентов планируется выделить 5 млрд рублей.
Воспользоваться льготными кредитами смогут предприятия из списка системообразующих. "Мы ведем работу по актуализации этого перечня, ежедневно находясь в контакте с регионами, консорциумами предприятий, самими производителями и разработчиками. Ставка по льготному кредиту для предприятий составит 11% годовых, в настоящий момент предприятия радиоэлектроники уже начали получать льготные кредитные средства", - отметил Шпак.
Однако по мнению Покровского, в такой поддержке нуждаются и те организации, которые не вошли в список системообразующих. Он отмечает, что для компаний сейчас крайне важно пополнять оборотные средства, поскольку им приходится перестраивать каналы поставок, замещать компоненты, поставки которых перекрыты санкциями, увеличивать буферные запасы комплектующих.
"Ряд компаний отрасли не относится к системообразующим по принятым финансовым показателям и численности персонала, но от поставок их продукции зависят десятки или даже сотни других компаний, включая системообразующие. Нельзя допустить, чтобы такие организации потеряли устойчивость из-за недостатка оборотных средств", - считает Покровский.
Он подчеркнул, что льготные кредиты наиболее важны для частных компаний, которые работают на открытых рынках.
Закупка у единственного поставщика
Также Минпромторг предлагает закрепить для отрасли правило закупки у единственного поставщика (его определяет закон № 44-ФЗ). Компания может без торгов приобретать товар, включенный в реестр промышленной продукции, напрямую у производителя.
Эксперты считают, что эта мера будет эффективна даже в условиях дефицита компонентов, если ее максимально проработают с обеих сторон. Компания-поставщик и заказчик должны понимать детали закупки, ее условия, объемы, а также риски, указывает Легостаева.
В свою очередь Покровский убежден, что решение о закупках у единственного поставщика можно рассматривать в рамках действующих законов как промежуточное, а дальше нужно кардинально пересматривать подходы к организации не только госзакупок, но в целом к планированию госзаказа. С учетом того, что многие заказчики и компании с государственным участием внесены в санкционные списки, Покровский предлагает вовсе отменить требования 44 и 223 ФЗ об организации открытых закупок.
Отсрочка по субсидиям
Как заявил Шпак, сейчас у радиоэлектронных предприятий есть возможность продлить на год сроки исполнения обязательств по субсидиям в рамках госпрограммы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности". Воспользоваться отсрочкой они могут в случае невозможности достижения запланированных результатов в 2022 году.
Это решение дает компаниям отсрочку по обязательствам, неисполнимым в новых условиях, считает Покровский. Он полагает, что эта отсрочка нужна и государству, чтобы не предъявлять требования по возврату субсидий и выплатам штрафов. Вместе с тем эксперт отмечает, что Минпромторгу придется пересмотреть и скорректировать требования к субсидируемым проектам, поскольку большинство компаний и через год не выйдут на тот уровень, который был согласован до введения санкций. "Если не скорректировать – возвраты субсидий и штрафы приведут компании к банкротству", - подчеркнул Покровский.
Такого же мнения придерживается Легостаева: стоит дать предприятиям возможность пересмотреть технические задания, калькуляции, и, возможно, условия финансирования.